Михайловский сад

Сады Петербурга, парки Санкт-Петербурга, фото садов и парков Петербурга

Главная » Справочная информация » Достопримечательности Санкт-Петербурга » Сады и парки Санкт-Петербурга

Михайловский сад

Михайловский садМихайловский сад является одним из замечательных памятников ландшафтной архитектуры XVIII - начала XIX веков. В нем прекрасно сочетаются регулярный или французский и пейзажный или английский стили оформления ландшафта и достигнута полная гармония в архитектурном единении дворца и парка. Объемно-пространственная композиция, включающая в себя Михайловский сад, Марсово поле и Летний сад, образуют прекрасную зону отдыха в самом центре Санкт-Петербурга. Он возник почти одновременно с Петербургом по воле Петра I, пожелавшего создать здесь резиденцию для своей супруги будущей императрицы Екатерины I. За свою долгую историю сад неоднократно менял свой облик, но никогда не переставал быть садом. На сохранившемся с 1698 года плане территории, на котором сейчас располагаются Летний, Михайловский и Инженерный сады, видно, что тогда здесь находились несколько деревень и поместье с охотничьими угодьями шведского ротмистра Конау. В петровские времена эта территория не входила в черту рождающегося города. На этой-то загородной территории по повелению Петра I архитектором Ж.Б. Леблоном в 1716-1717 годах был выполнен план трех Летних садов. Территория, на которой находится сейчас Михайловский сад, была частью Третьего Летнего сада, композиционным центром которого был Екатерининский дворец. Сад по старой памяти называли «шведским садом». При своем основании в начале XVIII века он был гораздо больше, и занимал всю территорию от Фонтанки (Ерика) до канала Грибоедова (река Кривуша) и от Мойки (Мьи) до Невского проспекта. Через Мойку был перекинут наплавной мостик, перейдя который можно было попасть в Первый и Второй Летние сады. Вдоль Мойки и Фонтанки была устроена дорожка для прогулок. Сад имел регулярную планировку. Рядом с дворцом росли пирамидально подстриженные ели. В глубину сада к большому партеру вела аллея каштановых деревьев, в котором был устроен фигурный бассейн с фонтаном и скульптурой и построена трельяжная беседка. В юго-западной части сада были высажены плодовые деревья, устроены оранжереи, теплицы, в которых выращивались бананы и ананасы, парники и погреба. Здесь же росли душистые травы и коренья. В саду были выкопаны 5 прудов, в которых плескалась рыба для царского стола. Из Московской, Новгородской и Псковской губерний в сад были завезены полсотни соловьев. Сад в те времена имел регулярную планировку. На том месте на берегу Мойки, где сейчас стоит павильон, был выстроен Екатерининский дворец, который назывался Золотыми хоромами. Причиной такого названия были обои из золоченой кожи, которыми были обиты парадные помещения дворца. Дворец был построен в 1717-1718 годах предположительно архитектором Ж.Б. Леблоном. Главный корпус Золотых хором с расходящимися от него полукруглыми флигелями образовывали парадный двор, обращенный к берегу канала. С другой стороны дворца расходились аллеи к хозяйственным постройкам: к амбарам, конюшням, домику для садовников и винным погребам, располагавшимся к востоку от дворца. Для ухода за садом из Ганновера был приглашен садовник Гаспар Фохт. Ему же было поручено ухаживать за Первым и Вторым Летними садами, а также за Аптекарским садом.
С приходом к власти императрицы Анны Иоанновны Третий летний сад сильно изменился. «Овощной огород» был перенесен дальше от дворца на территорию, где сейчас располагается Мариинская больница. Остававшаяся значительная территория была поделена на две части. На одной из них повелением императрицы - страстной охотницы был разбит небольшой «ягд-гартен» - охотничий сад, в котором в специальных небольших загонах держали кабанов, оленей, зайцев для придворной охоты. В некоторых местах были возведены каменные стенки от пуль и дроби и возведены галереи для охотников. Тогда же на территории сада появился питомник, где выращивались «запасные» деревья для высадки в саду.
Во второй части устроили парк в регулярном стиле. Разбивка сада осуществлялась Франческо Бартоломео Растрелли. В регулярной части сада появились прямые пересекающиеся аллеи, клумбы, цветники, мраморные статуи и стриженые деревья. Для оживления пейзажа по парку были разбросаны живописные беседки и небольшие павильоны. Посреди сада устроили качели и горки для катания в любое время года. Была устроена также панорамная беседка. Она размещалась в ветвях одного из деревьев, а вела к ней винтовая лестница.
В 1741 году для императрицы Елизаветы Петровны начали строить Летний дворец на том месте, где сейчас стоит Михайловский замок. Здание было построено к 1744 году и по записям самого Растрелли «имело более 160 апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позолочены". Перед самым дворцом по рисунку Растрелли, был разбит партерный цветник с фонтаном посредине. Вдоль Мойки были высажены деревья, которые подстригали в виде пирамид. Был устроен также лабиринт, проложены извилистые дорожки, устроены разные забавы. Сад наполнился мраморными скульптурами. По берегам старых и вновь выкопанных прудов были разбиты цветники и клумбы.
В начале XIX века по повелению императора Александра I архитектором К. И. Росси был создан проект комплекса Михайловского дворца для великого князя Михаила Павловича на месте старых оранжерей Третьего Летнего сада, который теперь назывался Верхним Летним садом. В этот комплекс входили: сам дворец, площадь перед ним и сад, получивший впоследствии название Михайловского. Проект перепланировки сада, над которым К.И. Росси работал совместно с архитектором А. А. Менеласом, был утвержден императором в 1822 году. Воплощая свой проект, Росси сохранил на отдельных участках сада планировку, созданную Леблоном и Растрелли.
Используя основные планировочные приемы пейзажного стиля, Росси создал образцовый английский сад. Овальной формы большой луг перед садовым фасадом Михайловского дворца Росси вписал в сетку регулярной планировки, и обвел его тенистой аллеей.
Имевшим строгую геометрическую форму прудам он придал живописные природные очертания, а на берегу Мойки, на месте прежнего дворца Екатерины I Росси в 1825 году выстроил павильон в стиле «ампир», ожививший парковый ландшафт. Два квадратных в плане павильона здания объединены дорической колоннадой. Гранитная терраса-пристань перед павильоном ограждена чугунной решеткой. Росси сохранил также систему аллей, созданную его предшественниками, дополнив их живописными группами деревьев.
1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала, совсем недалеко от Михайловского сада был смертельно ранен император Александр II. На этом месте построили сначала часовню, а затем храм - Спас-на-Крови по проекту архитектора А. Парланда. Одновременно с храмом была тем же архитектором создана удивительная по своей красоте кованая решетка в стиле модерн, отделившая Михайловский сад от храма. Сад был открыт для публичных посещений в 1898 году, когда Михайловский дворец стал музеем императора Александра III (Русский музей).
После революции за садом никак не следили, но в 1922 году все же про него вспомнили и переименовали в революционном духе в сад МОПРа. Эта аббревиатура расшифровывалась как Международная организация помощи борцам революции. Сад был превращен в обычный городской сад. В нем устроили павильоны, в которых время от времени проводились выставки, соорудили площадки под эстраду, превращенные потом в детские площадки. Наконец, в 1960 году здесь построили теннисный корт и общественный городской туалет. Деревья и кустарники высаживались хаотично, заслоняя садовый фасад Михайловского дворца и нарушая, таким образом, композиционное единство дворца и ландшафта.
После окончания войны в 1949 году в Михайловском саду были предприняты реставрационные работы, значительно улучшившие его состояние.
В 1999 году территория сада площадью 9,4 га была передана в ведение Русского музея как памятник садово-паркового искусства федерального значения. В концепции развития Русского музея была предложена идея воссоздания Михайловского сада с превращением его в «музейный зал» под открытым небом, сад Русской скульптуры. В музее под открытым небом предполагается установка бронзовых копий скульптур русских скульпторов, находящихся в фондах музея. Некоторые из них установлены уже сейчас: бюст архитектора Росси перед павильоном, построенным знаменитым архитектором, и бюсты художников К. Брюллова и А. Иванова, представляющие собой копии скульптур XIX века.
После обследования состояния сада, которое было признано критическим, Санкт-Петербургским Государственным Институтом Архитектуры (ГИА) в 2000 году был создан проект реконструкции Михайловского сада, в основу которого лег проект К. Росси и А. Менеласа, созданный архитекторами в 1822 году. По этому проекту в центре сада сохранялаья планировка пейзажного английского стиля, а по периметру восстанавливалась регулярная французская планировка.
В результате реставрационных работ в саду был восстановлен засыпанный в 1902 году пруд, отреставрирован мостик, созданный Росси, были реконструированы все дорожки сада и установлено газонное ограждение. По всему саду были установлены скамейки, выполненные по чертежам XIX века, и новые светильники.
В 2001 году впервые за 100 лет был открыт вход в Русский музей со стороны Михайловского сада. В саду продолжаются работы, поддерживающие уникальную ландшафтную композицию в центре Санкт-Петербурга. В западной части сада была воссоздана липовая аллея. Высажено 3000 красивоцветущих кустарников и 2 га цветников. На месте вырубленных старых и больных деревьев высажены новые. Всего в саду около 1250 деревьев семнадцати видов. В основном это липа, клен, вяз и дуб.
После проведенной реставрации Михайловский сад представляет собой прекрасное место для отдыха, привлекающее гостей и жителей Петербурга живописными аллеями, тихой спокойной атмосферой. Весной и летом здесь часто проводятся концерты классической музыки.

 

 


Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее