Медный Всадник (памятник Петру Первому)

Медный Всадник (памятник Петру 1)В самом центре Сенатской площади почти на берегу Невы стоит памятник Петру I - «Медный всадник». Автор памятника - Этьен-Морис Фальконе.
Задумав построить памятник своему великому предшественнику, Екатерина II пригласила по совету своих друзей из Франции этого мастера. Фальконе работал тогда на фарфоровом заводе, но призванием своим считал монументальное искусство. Поэтому, получив приглашение в Россию для возведения памятника, Фальконе тут же подписал контракт. Контракт был подписан 6 сентября 1766 года, и одним из главных его условий было, что памятник Петру должен быть непременно конной статуей «колоссального размера».
Фальконе прибыл в Санкт-Петербург со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло.
То, как видел памятник Фальконе, сильно отличалось от того, что ожидала от него императрица и ее окружение. Екатерине он виделся в виде римского императора, восседающего на коне с жезлом и скипетром в руках. Кому-то он виделся в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. Дидро, по совету которого, собственно, и был приглашен Фальконе, видел памятник в виде фонтана, с аллегорическими фигурами. Скульптору советовали даже направить один глаз императора на Адмиралтейство, а другой на здание Двенадцати коллегий.
Фальконе же, который считал, что личность созидателя и благодетеля своей страны гораздо важнее полководца или победителя, даже великого, задумал совсем иное. Он с упорством отстаивал свое видение: «Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной. Он поднимается наверх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей». Ему пришлось отстаивать свое мнение в споре с особенно сильно ему возражающими даже в таких сильных словах: «Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительно памятника, был бы лишен способности думать, и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»
Скульптор три года работал над моделью памятника в натуральную величину. Работа велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать такую картину: гвардейский офицер раз за разом в течение нескольких часов взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Сидящий у окна перед помостом Фальконе делал зарисовки. Кони, взлетавшие на помост, были из императорских конюшен. Известны даже их имена: скакуны Бриллиант и Каприз «орловской» породы.
Гипсовая модель памятника в натуральную величину была готова к 1778 году. Работа над ней длилась целых двенадцать лет. Голову для «Медного всадника» вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло. Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф.Г. Гордеев.
Модель выставили для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения были самые разные. Екатерина II, недовольная упорством Фальконе в выборе облика монумента, выказала к модели памятника полное равнодушие.
Большие проблемы возникали и с отливкой статуи, технология которой оказалась очень сложна. Для сохранения равновесия монумента по расчётам скульптора передние стенки памятника должны были быть очень тонкими - не более сантиметра. При этом задняя часть делалась намного тяжелее, чем добивалась устойчивость фигуры, имеющей всего три точки опоры.
Специально для этого приглашённый литейщик из Франции, назвав Фальконе сумасшедшим, от такой работы отказался, сказав, что в мире еще не было ничего подобного, и что ничего не получится. Но все же литейщик нашелся - пушечных дел мастер Емельян Хайлов. С ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За время трехлетней работы скульптор в совершенстве овладел литьём. В 1774 году началась отливка «Медного всадника».
Несмотря на все расчеты и длительную подготовку, во время первой заливки статуи лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Верхняя часть скульптуры была испорчена. Пришлось, срубив ее, ещё три года готовиться ко второй заливке. На этот раз работа удалась. Довольный работой скульптор на одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».
Санкт-Петербургские ведомости сообщают нам, что во время работы над отливкой монумента все дело чуть не закончилось трагедией от грозившего всему зданию пожара. При этом они отмечают, что Хайлов оставался совершенно спокоен, при грозящих его жизни обстоятельствах, и продолжал свое дело, проводя расплавленный металл в форму. Фальконе, тронутый его смелостью, по окончании дела расцеловал его и одарил деньгами.
Поиски камня-монолита для основания монумента Академия художеств начала еще до того, как была готова модель памятника. Нужен был камень высотой 11,2 метра. В напоминание о том, что именно Петр вывел Россию к морю, камнем должен быть монолит в виде волны.
В двенадцати верстах от Санкт-Петербурга в районе Лахты такой монолит нашли. По местным преданиям когда-то в скалу попала молния, образовав в ней трещину и отделив от нее большой кусок гранита. Первоначальный вес монолита был около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает наилучший способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Предложений было много, но отобрали такой.
От места, где находился монолит, до залива прорубили просеку, укрепив грунт. Освободили скалу от наслоений, что сразу облегчило ее на 600 тонн. Установили деревянные обитые медью рельсы с желобами. На них поместили деревянную платформу на медных шарах. При помощи рычагов водрузили Гром-камень на эту платформу. Шары передвигались по рельсам, таща на себе платформу с Гром-камнем. Просека была извилистой, что значительно усложняло задачу. Работы продолжались в любую погоду, на них были заняты сотни людей. Посмотреть на это приезжали многие петербуржцы. Когда дело было окончено, Екатерина II велела отчеканить в честь необыкновенной транспортной операции медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».
Скалу по суше тащили почти год. По Финскому заливу её везли на барже. Но работы по приданию камню нужной формы начались еще в пути. Над этим во время перевозки трудились десятки каменотёсов. 23 сентября 1770 года монолит прибыл к Сенатской площади.
Событие было грандиозным и тут же нашло отражение в поэзии:
Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Прешла во град Петров чрез Невския пучины
И пала под стопы Великого Петра.
Так написал об этом событии в тот же году поэт Василий Рубин.
Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года. Но Фальконе не присутствовал на этом событии. К моменту установки памятника отношения скульптора и императорского двора были вконец испорчены. Мастеру приписывали лишь техническое отношение к памятнику. Оскорбленный скульптор, не дождавшись открытия памятника, в сентябре 1778 года вместе со своей ученицей Мари-Анн Колло уехал в Париж. Установкой «Медного всадника» на постамент руководил архитектор Ф.Г. Гордеев.
На постаменте по повелению Екатерины II было начертано: «Петру I Екатерина II». В этой надписи Екатерина II выразила свою приверженность реформам Петра I и свое намерение продолжать его дело. Площадь, где был установлен памятник, стала именоваться Петровской.
«Медным всадником» скульптуру назвал А.С. Пушкин в своей одноимённой поэме. Название, данное памятнику Пушкиным, слилось с ним настолько, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.
Вес «Медного всадника» - 8 тонн, высота - более 5 метров.
Дата открытия: 1782.08.07
Авторы: Фальконе Э.М.
Где находится: Декабристов площадь
Ближайшие станции метро: Невский Проспект, Гостиный Двор, Сенная Площадь, Садовая
чале XIX века — одной из самых популярных тем в русской поэзии.


Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее