Введено-Оятский монастырь

Район:
Не указан

Не указан

На карте:  На карте  Посмотреть
Адрес: 187725, Ленинградская область, Лодейнопольский район, ст. Оять
Год постройки:
до XV века Архитектор: А. П. Аплаксин

Введено-Оятский женский монастырь расположен на берегу реки Оять примерно в 200 км к востоку от Санкт-Петербурга. Первые сведения о монастыре содержатся в житии святого преподобного Александра Свирского, написанного его учеником Иродионом в 1545 году через 11 лет после смерти святого. Во Введенском монастыре были погребены родители преподобного, ныне прославленные Сергий и Варвара. Согласно житию святого Александра Свирского, время их кончины приходится на 1475 - 1480 годы.
До XIX века монастырь был полностью деревянным. В центре обители стояли два храма: холодный Введенский с приделом апостолов Петра и Павла и теплый Богоявленский с трапезной. На территории монастыря были колодезь и многочисленные хозяйственные постройки: погреб, сушило, поварня, квасоварня, амбар.
Весь монастырский комплекс в современном виде сформировался в первой половине XIX века. Первое каменное здание - соборный Введенский храм с теплым приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери - было построено в 1817 году. В 1910 году на месте обветшавшего деревянного храма, стоявшего над могилами родителей Александра Свирского, был построен собор Богоявления Господня с тремя приделами. Автором проекта собора в неорусском стиле был епархиальный архитектор А. П. Аплаксин.
Ко времени революции в монастыре было 12 человек братии. Монастырь был закрыт в марте 1919 года, и братия Введенского монастыря оставила обитель. Остался только иеромонах Николай (Сергиевский), который сразу вошел в коммуну, образованную из рабочих, но как священник, не сняв с себя сана. Отец Николай пользовался большим уважением у населения. Вплоть до ареста он не прекращал богослужения, берег оба монастырских храма. По новым законам, чтобы иметь возможность совершать богослужения, 20 января 1919 года была образована двадцатка объединенного совета Введено-Островского монастыря от приходов Оятского, Сермакского, Пашского, Никольского. Она объединяла храмы пяти населенных пунктов. В двадцатку входил и отец Николай. В июле 1929 года отцу Николаю "было предъявлено полное выселение из монастыря", но священник продолжал служить. Шел уже 1930-й год. Церковь и священник были для власти "бельмом на глазу": посреди совхоза два действующих храма, люди ходят на богослужения, в церковные праздники не работают. Попытка возбудить уголовное дело, обвинив о. Николая в "жестоком обращении с прислугой", не удалась - доказательств против обвиняемого не нашлось. Тем не менее, оставлять священника в покое власти не собирались, и 9 января 1931 года о. Николай был арестован по другому обвинению: контрреволюционные действия. Отец Николай был приговорен к трем годам заключения в лагерях. С 1932 года следы отца Николая теряются, архивное дело было уничтожено в 1955 году.
Закрыть церкви Введено-Островского монастыря пытались не раз, но всякий раз отцу Николаю удавалось на протяжении двенадцати лет после упразднения обители совершать богослужения: оба храма все это время были действующими. После его ареста богослужебная жизнь в поселке прекратилась.
Совхоз "Ильич", обосновавшийся на территории монастыря в 1929 году, просуществовал до начала 90-х годов XX века. В шестидесятые годы на территории монастыря был построен жилой корпус из силикатного кирпича, изуродовавший монастырский ансамбль. Купола и кресты с храмов были сняты сразу после их закрытия, а обветшавший шатер колокольни снесло ураганом в 70-е годы. Комплекс монастыря ветшал и разрушался без всякого ремонта.
В 1991 году разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства. В числе прихожан, приехавших на посадку картошки, была Лидия Александровна Коняшова - в будущем первая настоятельница монастыря. Прожив год в очень тяжелых условиях разрушенного монастыря, 17 июня 1993 года Лидия Александровна приняла монашеский постриг с именем Фекла. В том же году 27 декабря был открыт Введено-Оятский женский монастырь, а монахиня Фекла назначена его настоятельницей. 25 января 1997 года монахиня Фекла скончалась и была погребена на монастырском кладбище в ограде возрожденной ею обители.
В 2000 году были канонизированы преподобные Сергий и Варвара, родители св. Александра Свирского. Летом 2003 года было обретено место их погребения. Обнаружить место упокоения св. Сергия и Варвары помогли сохранившиеся в архивах чертежи Богоявленского собора, в правой части Преображенского придела которого находились их гробницы.
Сейчас в монастыре восстановлены колокольня, несколько корпусов, заново отстроена полностью разрушенная ограда, налажены инженерные системы обители. Зимой 2005 года на восстановленной колокольне зазвонили колокола. В Троицкую Родительскую субботу 2006 года на месте разрушенного Богоявленского храма была установлена памятная книга, изготовленная из мрамора на средства благотворителей монастыря. В ней перечислены все, обнаруженные при работе в архивах и найденные в других письменных источниках, имена братии монастыря, с XV до XX века. Ежегодно 14 сентября в день убиения казначея монастыря иеромонаха Димитриана (в 1918 году) у книги совершается панихида по почившим настоятелям и братии обители.
В 2005 году над целебным источником с минеральной водой, который находится рядом с монастырем, выстроена деревянная часовня в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник".
Сейчас в монастыре 13 монахинь и послушниц.
Монастырь имеет подворье в Санкт-Петербурге - храм святой блгв. кн. Анны Кашинской на Выборгской стороне. Подворье осуществляет связь обители с верующими Петербурга, в храме всегда можно узнать подробную информацию о монастыре.


Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее