Собор Воскресения Христова (Спас-на-крови)

Соборы Санкт-Петербурга, храмы Петербурга, церкви в Петербурге

Главная » Справочная информация » Достопримечательности Санкт-Петербурга » Храмы, соборы Санкт-Петербурга

Собор Воскресения Христова (Спас-на-крови)

Район:
Адрес: Грибоедова кан. наб. 26
На карте: На карте  Посмотреть
Телефоны: +7(812)314-21-68; экс. бюро +7(812)315-16-36
Сайт:

Храм Воскресения Христова – памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX векаСпас-на-крови. Он построен на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен Александр II. Это дало собору второе, более часто употребляемое название – «Спас-на-крови».

Вечером того же дня на набережной Екатерининского канала на месте разыгравшейся трагедии был установлен деревянный забор и поставлен часовой.

2 марта на чрезвычайном заседании городская дума просила Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести…на средства города часовню или памятник». Император ответил: «Желательно было бы иметь церковь…а не часовню». Однако временно решили построить часовню. По проекту архитектора Л.Н.Бенуа уже в апреле часовня была возведена. Думе это практически ничего не стоило: поставил ее купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милицин, он же стал старостой.

Ежедневно в часовне служились панихиды в память Александра II . Эта часовня простояла на набережной до весны 1883 года, затем в связи с началом строительства собора была перенесена на Конюшенную площадь.

27 апреля комиссия городской думы Петербурга опубликовала в газетах условия конкурса на создание церкви. В конкурсную комиссию вошли архитекторы Д.И.Гримм, А.И.Кракау, Р.А.Гедике, В.А.Шрейбер, Э.И.Жибер. Председателем стал архитектор А.И.Рязанов.

Срок подачи проектов был объявлен до 12 часов дня 31 декабря 1881 года. Первую премию получил проект академика А.Томишко под девизом «Отцу отечества». Второй премией был удостоен проект «1-е марта» академиков И.С.Китнера и А.Л.Гуна, третьей – замысел архитектора Л.Н.Бенуа.

Проекты экспонировались на Всероссийской промышленной выставке в Москве, позже они были выставлены в залах петербургской городской думы.

На адрес думы пришло письмо от болгарского князя, просившего прислать один проект по усмотрению комиссии для будущего храма в Софии.

23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы Александру III , но ни один из них не получил высочайшего одобрения. Император высказал пожелание, чтобы храм был построен в стиле русских церквей XVI – XVII веков. Естественно, что желание императора явилось обязательным условием второго тура конкурса.

В марте 1883 года была учреждена особая комиссия по сооружению храма. Журнал «Зодчий» писал: «Председателем комиссии был назначен великий князь Владимир Александрович, профессора архитектуры от Академии художеств: Р.А.Гедике, Д.И.Гримм, от Технического комитета Министерства внутренних дел – Э.И.Жибер, Р.Б.Бернгард, СПб голова, 2 гласных, архимандрит Игнатий, право присутствия предоставлено А.А.Парланду».

Окончательный проект храма, хотя в целом и представлял видоизмененную основу проекта 1883 года, значительно отличался от конкурсного варианта: основной объем здания с возвышающимся пятиглавием был слит по горизонтали со столпообразной колокольней, здание предлагалось возводить по одну сторону канала, стилистически выдержанно. Смещенный на восток, собор приоткрывал перспективу канала. А.А.Парланд писал: «Высочайше утвержденный в Гатчине 1 мая 1887 года проект для храма Воскресения… мною составлен по указанию Его Величества в стиле времен московских царей XVII века. Выдающимися образцами этой эпохи являются церковь Василия Блаженного в Москве, целая группа храмов в Ярославле, в Ростове и др. Изучая эти прекрасные памятники русской старины, стараясь восприять не только умом, но и сердцем те пути и приемы, те средства, которыми пользовались зодчие того времени, стараясь насколько возможно понять тайну их творчества, я принялся с увлечением за возложенную на меня работу».

Новым для своего времени было решение инженерных вопросов, связанных со строительством собора, и прежде всего фундамента. По периметру здания для предотвращения проникновения грунтовых вод и вод канала был сооружен глиняный замок, состоящий из двух, а со стороны канала даже из трех рядов шпунта, пространство между которыми заполнили глиной.

Парланд отказался от обычной в Петербурге забивки свай под фундамент, заменив их бетонным основанием. Это явилось новшеством в практике строительного искусства того времени и первым подобным опытом в строительстве Петербурга.

На поставке строительных материалов для собора работали русские и зарубежные фирмы. Поставщиками кирпича являлись крупнейший в России завод «Пирогранит» и зигерсдорфские заводы Германии, изготовившие глазурованный кирпич для фасадов. В облицовке стен здания эстляндским мрамором принимали участие эстонская фирма «Кос и Дюрр». Облицовку цоколя гранитом выполняла известная в Петербурге скульптурная мастерская Грациозо Боты.

Сравнительно небольшие размеры здания и вместе с тем большая его теплоотдача предъявляли повышенные требования к отоплению храма. Оно было воздушным. В подвале установили 2 паровых котла и 8 калориферов. Подогретый воздух через каналы в стенах подавался в главный зал, в купола и к иконам 1-го яруса на южной и северной стенах. Главный купол дополнительно обогревался чугунными батареями, к которым пар подавался по медному паропроводу через чердак большой апсиды. При больших морозах и для экономии топлива забор воздуха осуществлялся из помещения храма по каналам, расположенным под скамьями. Уже зимой 1907 года стало ясно, что созданная система калориферов оказалась недостаточной. Были установлены дополнительные калориферы, а в северной части алтаря – даже печь. Систематические сквозняки усиливали теплоотдачу. Для борьбы с ними были навешены дополнительные двери, а в притворах пришлось заложить кирпичом окна.

К моменту открытия храма здание полностью электрифицировали. Существовало три вида освещения: дежурное, обычное и парадное. Храм освещали 1689 электроламп.

Была создана молниезащита, при этом громоотводами служили кресты центральной главки и колокольни, а контуры заземления располагались по южной и северной стенам колокольни.

В начале XX века сооружение храма обусловило и перепланировку территории, примыкающей к зданию.

Реконструкция этой части города велась по проектам инженеров Н.Н.Митинского, Н.А.Житкевича, Г.Г.Кривошеина и архитекторов А.А.Парланда и Р.Ф.Мельцера. В результате вокруг храма была создана специальная площадь, выложенная брусчаткой. Южная, восточная и северная стороны площади были оформлены дугообразной оградой, исполненной по проекту А.А.Парладна в стиле раннего модерна. Ограда состояла из 52 звеньев со стилизованным растительным орнаментом, кованных на петербургском заводе К.Винклера в 1903-1907 годах. Вдоль ограды шел тротуар из лещадных плит с гранитным цоколем, с южной стороны примыкавший к тротуару собора. Восточная часть площади перед храмом была оформлена газонами и цветниками.

Храм Воскресения Христова (Спас-на-крови) – один из немногих сохранившихся мемориальных художественно-исторических памятников России конца XIX – начала XX веков. Это едва ли не единственный сохранившийся памятник, посвященный Александру II в России.

 Внутреннее убранство
 
Исключительность положения храма Воскресения Христова определило его назначение. Храм не являлся приходским, он находился в ведении Министерства двора и не был рассчитан на массовые нерегламентированные посещения. В нем проводились отдельные службы, посвященные памяти Александра II . Специфичность храма-памятника определило его оформление. Оно включает в себя обширнейшее собрание русской мозаики того времени, богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, отличающихся высоким мастерством исполнения. Уникальными произведениями камнерезного и ювелирного искусства являются киоты и сень храма. В их создании принимали участие получившие всемирное признание мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Стоимость только декора составила 2 млн. рублей.

При сооружении храма был учтен печальный опыт Исаакиевского собора, в котором часть живописи начала гибнуть еще до завершения строительства. В 1894 году было решено по авторским эскизам набирать мозаики. Предстояло собрать мозаичное покрытие площадью почти в 7 тысяч квадратных метров.

В объявленном конкурсе приняли участие мозаичное отделение Академии художеств, ряд зарубежных фирм, а также частная фирма Фроловых. Она и получила самый большой заказ на мозаичные работы. Заказ на 800 тысяч рублей поручили выполнить мозаичному отделению Академии художеств, а четыре иконы в боковых приделах – немецкой фирме «Пулл и Вагнер».

Мозаики храма знаменуют начало нового этапа в развитии русского мозаичного искусства. Работа велась группой мозаичистов. Особым талантом выделялись Г.Ф.Батюшков, В.С.Кузнецов, И.М.Баранов, М.А.Петров. Эти мастера обладали в большой степени интуитивным чувством цветовой гармонии. В основе примененного ими способа набора мозаик лежит упрощение письма живописных оригиналов путем использования только основных цветовых тонов. Этот прием письма не стеснял творчество художника, предоставляя свободу как в области рисунка, так и в области композиции.
 
Живописные эскизы для мозаик храма создавала большая группа художников. Степень их одаренности, различная манера исполнения, характерная для того или иного художественного направления, - все это нашло свое отражение в многочисленных мозаичных композициях. Часть мозаик выполнена в традициях академизма: это работы по эскизам А.П.Рябушкина, Н.А.Кошелева, Н.К.Бодаревского. В композициях В.М.Васнецова и Н.Н.Харламова использованы традиции византийской иконописи. Есть мозаики в стиле модерн. К ним следует отнести работы М.В.Нестерова и В.В.Беляева. Отдельную группу составляют мозаичные орнаменты, выполненные по оригиналам А.А.Парланда и А.П.Рябушкина. Они и разделяют, и объединяют композиции в яркий красочный «ковер». Изумительные по цвету и рисунку орнаменты занимают важное место в мозаичном оформлении здания.

Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо выделить работы, созданные по оригиналам художников В.М.Васнецова, М.В.Нестерова, А.П.Рябушкина, Н.Н.Харламова, В.В.Беляева.


Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее