Витебский вокзал

Памятники архитектуры Петербурга, особняки Санкт-Петербурга, исторические здания Петербурга

Главная » Справочная информация » Достопримечательности Санкт-Петербурга » Памятники архитектуры Санкт-Петербурга

Витебский вокзал

Район:
Не указан

Пушкинская

На карте:  На карте  Посмотреть
Адрес: Загородный пр., 52
Год постройки:
1900-1904 Архитектор: Бржозовский С. А.

Витебский вокзалНа территории бывшего плаца лейб-гвардии Семеновского полка в 1837 году был построен первый в России вокзал первой в России железной дороги, соединявшей Санкт-Петербург с Царским селом. Железную дорогу строил австрийский инженер профессор фон Герстнер. Он же вел по этой дороге первый поезд, названный «Проворный». Сейчас в вестибюле вокзала установлен макет этого первого в России поезда. Само здание вокзала первоначально было деревянным и располагалось примерно на месте станции метро «Пушкинская». В середине XIX века было построено каменное здание вокзала по проекту архитектора К. Тона. Современное нам здание было построено в 1900-1904 годах по проекту архитекторов С. Бржозовского и С. Минаша в модном тогда архитектурном направлении «модерн», для которого характерно свободное расположение крупных объемов соответственно их функциональному назначению. В 1900-1904 годах возводится новое здание Витебского вокзала по проекту С.А. Бржозовского. Его новый облик с высокой часовой башней, мраморной лестницей, арками, куполом и просторным вестибюлем сохранился до настоящего времени. В это же время был построен Императорский павильон. К этому павильону подавались поезда, в которых путешествовала царская семья.
Главный вестибюль - основной объем вокзала выделен на фасаде смещенным вправо ризалитом. Большую часть сильно выдвинутого вперед ризалита занимает огромное арочное витражное окно. Высота вестибюля - больше двадцати метров, завершает его купол. Вход в вестибюль оформлен тремя козырьками, ажурный узор которых не повторяется. Справа фасад скруглен и оформлен сдвоенными стилизованными под дорические колоннами, между которыми находятся окна со своеобразными балкончиками. Слева над фасадом возвышается часовая башня с полуциркульными окнами, также имеющая купольное завершение. Внутри вестибюль украшен парадной Главный вестибюль Витебского вокзала в СПблестницей с мраморными перилами. По всем стенам установлены огромные витражные окна, в простенках между ними - лепные украшения, окрашенные под цвет бронзы. Наверху лестницы установлен мраморный бюст императора Николая I, во время правления которого была открыта первая в России железная дорога. Справа и слева от бюста две мемориальные доски. Надпись на одной из них гласит: «Первая в России железная дорога - Царскосельская - открыта в царствование Императора Николая I 30 октября 1837 года». На другой - извещение о времени строительства здания вокзала: «С-Петербурго-Витебская железная дорога открыта в царствование Императора Николая II 1 августа 1904 года».
При возведении здания Царскосельского вокзала впервые был использован богатый металлический декор. Сложнопереплетенные многочисленные металлические балки, арки, перекрытия украшены небольшими металлическими цветочками. Современников поражала не только новаторская архитектура, металлический декор, но и сложные технические приспособления, впервые использованные здесь: лифты для багажа и пассажиров, транспортеры, электричество. Еще одной особенностью Витебского вокзала является то, что его перроны находятся на уровне второго этажа. Конструкция здания оказалась настолько надежной и прочной, что первая реставрация здания была проведена без малого через 100 лет после его возведения. Эта реставрация проводилась к 300-летию Санкт-Петербурга в 2001-2003 годах. При этом здание обрело свой первоначальный цвет, был восстановлен купол, обновлены витражные окна, устранены повреждения в металлодекоре. Внутри здания вокзала была отреставрирована парадная мраморная лестница, восстановлены элементы первоначального декора, утраченные в течение длительной эксплуатации без ремонта. Над кабиной багажного лифта сохранилась старинная надпись: «Багажная подъемная машина». «Багажная машина» работает по сей день.

 

 


Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее