Здание Главного штаба

Памятники архитектуры Петербурга, особняки Санкт-Петербурга, исторические здания Петербурга

Главная » Справочная информация » Достопримечательности Санкт-Петербурга » Памятники архитектуры Санкт-Петербурга

Здание Главного штаба

Район:
Не указан

Невский Проспект

На карте:  На карте  Посмотреть
Адрес: Дворцовая пл., 6-10
Год постройки:
1820-1828 Архитектор: Росси К.

Здание Главного штабаВ начале XIX века важнейшие государственные учреждения Российской империи решено было перевести на Дворцовую площадь столицы, что потребовало полной реконструкции площади. Намеченная еще в 1760-1770-х годах Дворцовая площадь к началу XIX века все еще не имела законченного оформления. Напротив дворца, на том месте, где сейчас стоит здание Главного штаба, с XVIII века стояли здания, построенные Ю. М. Фельтеном для приближенных императора.
Весной 1819 года император Александр I издал указ о том, чтобы центральная площадь столицы Российской империи приняла достойный вид. Вскоре был создан комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади...». Строительство здания, в котором должны были разместиться важнейшие государственные учреждения - Главный Штаб, Министерство Финансов и Министерство Иностранных дел, было поручено К. И. Росси, зодчему, которому Петербург обязан своими великолепными архитектурными ансамблями. Построенное им здание Главного штаба стало символом Петербурга и сыграло организующую роль в оформлении Дворцовой площади. Торжественная закладка здания состоялась 12 июня 1820 года. На закладной доске было написано: «Учинена закладка строению на площади противу Зимнего дворца для приведения оной в правильность».
В 1823 году было в общих чертах завершено строительство западного корпуса для Военного министерства и Главного штаба. Министерский корпус, в котором разместились Министерство финансов и Министерство иностранных дел, был возведен к 1825 году. Арка Главного штаба была открыта 14 октября 1828 года. Здание в стиле высокого классицизма протянулось на 580 метров, широкой дугой охватывая Дворцовую площадь с юга. На то время это был самый длинный фасад в Европе.
Разрабатывая проект, Росси сохранил дугообразную линию, заданную Фельтеном, включив стены построенных им домов в новую постройку. В первом варианте проекта архитектор соединил два крыла здания двойной колоннадой. Потом, в следующем варианте, он заменил колоннаду аркой с проездом и двумя проходами по сторонам. Но принятым к осуществлению оказался третий вариант проекта с расширенной за счет проходов аркой, за которой следовала еще одна. Чтобы Большая Морская улица выходила прямо на центральную арку фасада Зимнего дворца, архитектор «сломал» улицу, изменив ее направление. А чтобы скрыть этот излом он сделал еще одну арку. Арка, обращенная к Дворцовой площади, является зрительным и композиционным центром здания Главного штаба. От нее отходят неодинаковые по длине крылья, которые, однако, воспринимаются как корпуса одной длины. Для создания такого зрительного эффекта архитектор оформил портик Главного штаба четырнадцатью колоннами, а портик Министерства двенадцатью колоннами, зрительно укоротив его.
Арка оформлена как триумфальная в память о победе русской армии в Отечественной войне 1812 года. Ее венчает скульптурная группа: Слава, стоящая на колеснице, которую мчит шестерка коней. В руках у Славы лавровый венок и штандарт с изображением двуглавого орла. Двух крайних коней держат под уздцы воины в римских доспехах с копьями в руках. Вся композиция установлена на трехступенчатом возвышении, на 26-тиметровой высоте и кажется парящей в небе. Над созданием скульптурной группы работали С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. По проектным расчетам, которые выполнил архитектор П. Жако, вес металлического украшения арки вместе с колесницей и воинами составил бы 80 тонн. Чтобы облегчить конструкцию, решено было выполнить колесницу и воинов из медных листов методом выколотки, обложив ими чугунные каркасы. Вес скульптурной группы при этом уменьшился в 5 раз. Стены арки, обращенные к Дворцовой площади, украшены композициями арматур и статуями воинов в римских доспехах работы тех же скульпторов. Арматуры установлены и над фигурами воинов. Тимпаны арки украшены также рельефными изображениями гениев Славы в виде летящих женских фигур с лавровыми венками и ветвями в руках. Тимпаны внутренних пролетов арки и фасад, обращенный к Невскому проспекту, украшены рельефными арматурами. Падуги арки кессонированы, украшены лепными розеттами. По всему фасаду здания проходит фриз, состоящий из элементов воинской атрибутики. Арка Главного штаба являет собой прекрасный образец синтеза архитектуры и скульптуры.
(Интересно, что арка по проекту К. И. Росси, одобренному императором Александром I, имела иное завершение.

Здание Главного штаба

Над аркой архитектор предполагал установить отлитую из чугуна композицию из двух женских фигур с гербом государства и воинскими атрибутами. Такую же композицию он предполагал установить и на аттике, обращенном в сторону Невского проспекта. Пришедший к власти в 1825 году император Николай I счел такое украшение слишком скромным. Он пожелал видеть арку Главного штаба триумфальной, отражающей память о победе в Отечественной войне 1812 года. Вот тогда-то и появилась колесница Славы, запряженная шестериком. К тому времени были уже построены и арка и аттик, рассчитанные под первоначальный проект композиции. Все пришлось менять на ходу, в спешке, что повлекло за собой дальнейшие неприятности. К тому же на Александровском чугунолитейном заводе, где изготавливались фигуры для композиции, почему-то заменили расчетный 3-х миллиметровый медный лист на 0,8-ми миллиметровый. Скульптурная группа, установленная в 1829 году, была установлена на основание, рассчитанное на другую композицию с другим весом, с другой формой, что, конечно, влияло на надежность конструкции; фигуры, изготовленные из слишком тонких листов меди, приобрели ненужную подвижность, и тоже не были достаточно прочны. Фигуры воинов, сдерживающих крайних коней, пришлось почти сразу после установки снова снимать и ремонтировать. В дальнейшем скульптурная группа постоянно что-то теряла. То лошадиные хвосты, то гривы, то голову орла, то куски плаща, то куски орнамента у колесницы. Она требовала постоянного ремонта, которого не делалось порой по несколько десятилетий. Только в наши дни нашли способ устранить излишнюю подвижность фигур, наполнив их полиуретановой пеной, которая, не увеличивая веса конструкции, связала воедино каркасы и наружное медное покрытие, полностью устраняя их расшатывание. При этом пена играет роль консерванта для внутренних поверхностей медных листов и каркасов).
Первоначальная окраска здания была светло-серой с белым декором. Скульптурная группа на верху арки была окрашена под бронзу. Только позднее стены стали окрашивать в желтый цвет, а декор в черный.
В 1845-1846 годах западное крыло здания Главного штаба было удлинено пристройкой к нему дома Вольного экономического общества, расположившегося в угловой части здания с фасадами на Невский проспект и Дворцовую площадь. Возведением этого здания занимался архитектор И. Д. Черник, соединивший оба здания в единое целое.
О внутренней отделке здания мы можем судить по некоторым сохранившимся интерьерам. В корпусе бывшего Министерства иностранных дел длинная анфилада комнат с окнами на Певческий мост, Мойку и Дворцовую площадь до сих пор сохраняет отделку, выполненную по рисункам Росси. Потолки комнат украшены богатой росписью, на стенах - лепные карнизы, барельефы. Сохранился интерьер Голубого зала, стены которого украшены барельефами и гермами. А также зал, где размещалась церковь. Церковный зал, освещаемый верхним светом, украшен пилястрами и колоннами коринфского ордера.
Росси были предусмотрены и меры противопожарной безопасности. Им было спроектировано и построено несгораемое помещение для архива Главного штаба, в котором были установлены чугунные колоны, стропила, шкафы и даже чугунные доски для пола. Из сборных чугунных деталей были изготовлены также стеллажи и ярусы галерей. В 1900 году в здании был пожар, который разгорелся в библиотеке. В 1905 году над помещением библиотеки возвели стеклянный купол, который представлял собой металлический остекленный каркас. Библиотечный зал получил лучшее верхнее освещение, но измененные форма и высота купола, который стал виден издалека, несколько нарушили изначальную стройность здания.
Постройкой здания Главного штаба Росси решил важную градостроительную задачу, оформив южную границу центральной площади города и раскрыв великолепный вид на Зимний дворец сквозь триумфальную арку. Для завершения образовавшегося архитектурного ансамбля архитектор предложил в центре площади установить памятник. В 1834 году Огюстом Монферраном посреди площади была установлена Александрийская колонна. В 1843 году оформление площади было завершено постройкой с восточной стороны ее зданием штаба Гвардейского корпуса.
В ансамбле Дворцовой площади зданию Главного штаба принадлежит доминирующая роль. В его широкие объятия включены и роскошный Зимний дворец и грандиозная Александрийская колонна и построенное по проекту Бенуа в 1843 году здание штаба Гвардейского корпуса.
Скульптурная группа, установленная на верху арки, была отреставрирована в 2000-2001 году фирмой «Интарсия». При этом фигуру Славу пришлось заменить. В новогоднюю ночь 2001 года в фигуру попала петарда, расплавившая ее. Воссозданием фигуры Славы занимались скульпторы Е, К, Кац, В. Шувалов и А. Шляхтин по проекту художника-реставратора В. Г. Сорина. Фигура Славы вернулась на место 18 декабря 2001 года. К маю 2003 года был отреставрирован весь скульптурный декор арки Главного штаба.

В наши дни в восточном крыле здания Эрмитажем организуются постоянные и временные экспозиции. В западном крыле открыт Музей Российской гвардии.

 

 

 


Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее