Елагинский дворец

Памятники архитектуры Петербурга, особняки Санкт-Петербурга, исторические здания Петербурга

Главная » Справочная информация » Достопримечательности Санкт-Петербурга » Памятники архитектуры Санкт-Петербурга

Елагинский дворец

Район:
Не указан

Крестовский Остров

На карте:  На карте  Посмотреть
Адрес: Елагин остров д.1
Год постройки:
конецXVIII - начало XIX века Архитектор: Дж. Кваренги, К. Росси

Елагинский дворецВо время правления императрицы Екатерины II обер-гофмейстер екатерининского двора Иван Перфильевич Елагин (1725-1794) получил в 1777 году во владение остров, который стал именоваться по имени нового хозяина Елагинским. Помимо государственной деятельности Иван Перфильевич занимался историей, литературой, был меценатом. Для него на острове, как предполагают, архитектором Джакомо Кваренги был построен дворец, перестроенный в 1818-1822 годах Карлом Росси для матери императора Александра I вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Но за дворцом осталось прежнее название - Елагинский дворец. Комплекс Елагинского дворца стал первым в блистательной череде лучших архитектурных ансамблей, созданных Росси в Петербурге. Дворцово-парковый ансамбль Елагинского дворца построен по принципу загородной усадьбы, главное место в котором принадлежит дворцу. Двухэтажное, прямоугольное в плане здание дворца стоит на берегу Средней Невки. Своим парадным фасадом здание обращено на обширный луг, названный Масляным, по причине гуляний, которые устраивались здесь на Масленицу. Здание поднято на высокий стилобат, образующий вокруг дворца обходную террасу, окаймленную ажурной чугунной решеткой. К нему ведет широкая лестница с чугунными львами и пологие пандусы. Боковые ризалиты выделены коринфскими колоннами и треугольными фронтонами. Центральная часть парадного фасада украшена шестиколонным коринфским портиком и также завершена фронтоном. К реке обращен противоположный фасад с чрезвычайно живописной полуротондой в центральной части фасада. Полуротонда украшена коринфскими колоннами. От нее вниз уходит широкая веерообразная лестница-терраса. Лестница украшена мраморными декоративными вазами и чугунными корзинами для цветов.
Великолепные интерьеры дворца оформлялись по проектам Росси лучшими живописцами-декораторами и скульпторами того времени. В оформлении парадной анфилады, расположенной на первом этаже дворца, принимали участие Дж. Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи С. С. Пименов, В. И Демут-Малиновский и многие другие мастера, оставившие после себя заметный след в архитектурном убранстве города и его дворцов. Залы дворца, украшенные скульптурами, живописью, предметами декоративно-прикладного искусства, являли собой замечательную выставку произведений искусства. Главное помещение дворца - Овальный зал, завершающийся куполом с замечательной орнаментальной росписью и украшенный ионическими полуколоннами и кариатидами. По обе стороны Овального зала находятся Голубая и Малиновая гостиные, а также Столовая, Спальня и Кабинет. В качестве отделочного материала для стен большинства помещений дворца зодчий использовал искусственный мрамор (стюк) различных оттенков. Отделка одной из комнат дворца чисто-белым стюком, очень похожим внешне на фарфор, дала ей название - Фарфоровый кабинет. Мраморные стены залов были расписаны орнаментами, цветами, сценами из античной мифологии и купидонами. Особого упоминания стоят двери помещений дворца, выполненные по рисункам Росси. Почти 30 дверей, каждая из которых - подлинное произведение искусства. В облицовке дверей использовались ценные породы дерева, тонкая позолоченная резьба, украшения из бронзы. Интерьеры Росси сохранялись до самой Великой Отечественной войны, во время которой были уничтожены пожаром, возникшим от попадания снаряда. В 1952-1960 годах во дворце проводилась реставрация интерьеров по проектам архитектора М. М. Плотникова.
Парк, раскинувшийся вокруг дворца, - результат совместных человеческих усилий, превративших ничем не примечательный болотистый островок в замечательный по своей живописности уголок Петербурга. Освоение острова началось в петровские времена. Одним из ближайших соратников Петра I был первый российский вице-канцлер барон Петр Павлович Шафиров (1669-1739), замечательный дипломат, образованнейший человек своего времени. К его заслугам относится подписание мирных договоров с Турцией в 1711 году и 1713 годах. В 1709 году Петр Павлович Шафиров стал первым владельцем острова, начавшим его благоустройство. На протяжении всего XVIII века менялись владельцы острова, изменялось и его название. Первоначальное финское название острова - «Мистула-саари», что значит: «Черный остров». После окончания войны России со Швецией эта часть отвоеванной территории получила название «Мишин» или «Михайлин» остров. На этот счет существует легенда, что так шутливо называли его русские солдаты, обходившие остров дозором и повстречавшие на нем большого медведя, которого не стали тревожить, добродушно признавая его владычество. Так это или не так, но на карте Санкт-Петербурга 1703 года острову дано именно это название, сохранявшееся на протяжении всего XVIII века. Елагиным остров стал называться, когда его владельцем в 1777 году стал Иван Перфильевич Елагин, обер-гофмейстер императорского двора. Иваном Перфильевичем были произведены большие работы по благоустройству острова, и был построен первый дворец, перестроенный позднее Карлом Росси - тот самый, что мы видим сегодня.
В комплекс дворца входят парковые павильоны, оранжереи и служебные корпуса, построенные также по проектам Росси. Созданием пейзажного парка на острове занимался один из лучших мастеров садово-паркового искусства того времени Д. Буш. По его проекту остров был сильно приподнят относительно его прежнего уровня и изменил свои очертания. На основе природных водоемов была создана система прудов, высажены сотни деревьев: дубов, кленов, ясеней, лиственниц, лип. Перед дворцом был образован широкий луг, на котором устраивались масленичные гуляния. Разросшиеся со временем деревья и кустарники образовали здесь уютнейшие парковые пейзажи. Росси, работавший в тесном контакте с Бушем, сумел найти точные масштабы дворцово-парковых сооружений и мастерски вписал их в создававшийся пейзажный парк. Гармоничное сочетание садовых павильонов и служебных корпусов дворцового комплекса с окружающей природой наполнило пейзаж неповторимым очарованием.
Среди мощных дубов в непосредственной близости от дворцового здания стоит Кухонный корпус. Полуциркульное в плане здание Кухонного корпуса украшено дорическими шестиколонными портиками. Классическое оформление здания скрывает его утилитарное назначение. Кухонный корпус играет важную роль в оформлении Масляного луга. Все вместе - парадный фасад дворца, полукружье стен Кухонного корпуса, выглядывающего из живописно разбросанных по лугу деревьев, изящные подвесные фонари, выполненные по рисунку Росси, являет собой картину, наполненную особой атмосферой гармонии и покоя.
Около Первого Елагинского моста у въезда на остров стоит павильон «Гауптвахта», предназначавшийся для караульной команды, охранявшей дворец. Павильон построен в 1822 году. Это небольшое, квадратное в плане здание было выстроено из дерева, и в 1828 году сгорело. Но тогда же было восстановлено архитектором Л. И. Шарлеманем. Деревянная обшивка фасадов здания имитировала русты и украшалась резными деревянными орнаментами и воинскими символами. Главный фасад был оформлен арками. К зданию вела широкая лестница с декоративными вазами. В 1996 году и эта постройка сгорела.
На Масляном лугу немного в стороне от основных сооружений находится Конюшенный корпус Елагина дворца.??Классические формы здания, точно найденные пропорции и детали декора придают ему парадный вид. Оно построено в форме подковы и включает в себя жилые помещения, помещения для экипажей и конюшни. Здание обращено своим внутренним двором к Масляному лугу и отделяется от него дорической колоннадой.
Так называемый Павильон под флагом расположен на берегу Невы в восточной части острова. Здесь была главная пристань. Андреевский флаг поднимался над Павильоном всякий раз, когда на остров приплывали члены царской фамилии. В этом красивом месте под тихий плеск невских вод вдовствующая императрица Мария Фёдоровна занималась рукоделием и пила чай. Павильон построен на месте первого Елагинского дворца. Говорят, именно здесь знаменитый граф Калиостро занимался своими магическими опытами. Подтверждение тому находят в недавно обнаруженном под полом павильона подземелье с признаками существовавшего когда-то подземного хода.
На береговой аллее парка, в еще большем удалении от основной группы строений расположен Музыкальный павильон, предназначавшийся для духового оркестра. Он по праву относится к разряду лучших образцов садово-парковой архитектуры.
Сейчас в здании Дворца, Кухонного корпуса и Павильона под флагом открыт музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII - ХХ веков. В Конюшенном корпусе организованы выставочные залы. В них проходят выставки современных художников. На втором этаже дворца разместилась выставка произведений декоративно-прикладного искусства, художественного фарфора, стекла, вышивки, тканей и другое. На третьем этаже уже заканчиваются работа по реставрации церкви святителя Николая-Чудотворца.

 

 

 


Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее