Большой Гостиный двор

Памятники архитектуры Петербурга, особняки Санкт-Петербурга, исторические здания Петербурга

Главная » Справочная информация » Достопримечательности Санкт-Петербурга » Памятники архитектуры Санкт-Петербурга

Большой Гостиный двор

Район:
Не указан

Гостиный Двор

На карте:  На карте  Посмотреть
Адрес: Невский пр., 35
Год постройки:
1761-1785 Архитектор: Валлен-Деламот Ж. Б.

 

Большой Гостиный дворПервый Гостиный двор располагался на Петроградской стороне у Троицкой площади, там, где был тогда центр только что родившегося города. Этот деревянный Гостиный двор был построен в 1705 году и простоял до 1710 года, в середине которого сгорел. В 1713 году на месте нынешней мечети был построен мазанковый Гостиный двор по проекту архитектора Доменико Трезини. Он простоял до 1737 года. Чуть позднее в 1719 году был построен еще один мазанковый Гостиный двор на пересечении Невского проспекта и реки Мойки, названный Мытным. В 1736 году этот Гостиный двор сгорел. После пожара Мытного Гостиного двора под торговые ряды было отведено место, где стоит всем нам хорошо известный Гостиный двор. Пожары, которые наряду с наводнениями были настоящими бедствиями для молодого города, заставили думать о постройке каменного гостиного двора. И в 1748 году вышло повеление о возведении каменной постройки. Но тут пошли споры, кому строить: казне или купцам. Споры тянулись 4 года и завершились указом «О сооружении гостиного двора казенным коштом». Первый проект, составленный Антонио Ринальди, был отвергнут. Пришедшая к власти императрица Елизавета Петровна поручила составление проекта итальянскому архитектору Бартоломео Растрелли. Через 5 лет Растрелли представил проект здания с богатым убранством в стиле барокко, которое могло бы украсить любой дворец. Но шедшая тогда Семилетняя война опустошила казну, и императрица Елизавета Петровна снова возложила строительство Гостиного двора на купцов, пообещав, правда, предоставить им право на получение лавок в потомственное владение. Но роскошный проект Растрелли купцам был не по карману, и указ императрицы они просто проигнорировали: деревянные лавки, на месте которых должно было начаться строительство каменного здания, чинились, латались, а с места не сходили по той, якобы, причине, что другого места для лавок и нет. Елизавета Петровна топнула ножкой и велела работы начать, а с купцов письменные обязательства взять. А если кто не подпишет - «держать под караулом неисходно», пока не подпишут. В конце концов все подписали. Но купцы и тут не отступили. Они составили свой «приговор», в котором проект Растрелли был подвергнут нещадной критике и было выражено желание многое поубавить. Эту петицию они летом 1760 года вручили фавориту Елизаветы И. Шувалову, который, идя в ногу с модным течением того времени, был горячим поклонником классицизма. Проект Растрелли был отвергнут. В 1761 году Елизавета Петровна издает указ: "Гостиный Двор строить о двух этажах и таким манером, как на сочинённом архитектором Деламотом плане назначено". Таким образом началось строительство Гостиного двора по проекту молодого французского архитектора Ж.- Б. Валлен-Деламота. Но и Валлен-Деламоту пришлось отстаивать свое право на строительство здания - купцы глухо, но явственно сопротивлялись, не желая расставаться со своими деревянными лавками. Лавки не исчезли даже с окончанием постройки корпуса Невской (тогда Суконной) линии. Поэтому строительство Гостиного двора растянулось на долгие годы, с 1761 по 1785 год.
Проект Валлен-Деламота стал своего рода образцом для возведения торговых рядов в городах провинции. Деламот оставил основную композицию гостиного двора без изменения - так же как и в плане Растрелли торговые помещения были размещены в форме неправильного четырехугольника вокруг внутреннего двора. Но богатое убранство, задуманное Растрелли, было убрано. По периметру всего здания шли двухъярусные аркады, по углам - классические портики.
Периметр вытянутого вдоль Невского проспекта на 230 метров здания составляет более километра. Все четыре стороны имели свои названия по специфике торговли, осуществлявшейся на той или иной «линии». Невская линия именовалась раньше Суконной - здесь шла торговля шерстяными тканями, галантереей, книгами, парфюмерией, писчебумажной продукцией. Нынешняя Садовая линия именовалась Зеркальной. Здесь торговали ювелирными изделиями. Перинная и Ломоносовская линии именовались раньше Большой и Малой Суровской линиями (от слова «суровье» - грубая льняная ткань). На них продавались льняные, шелковые ткани и предметы дамского туалета. Всего в здании Гостиного двора разместилось более 300 лавок. Условия торговли были суровыми: помещения Гостиного двора не разрешалось ни отапливать, ни освещать, чтобы не возникло пожара. По этой же причине во внутреннем дворе был вырыт пруд. Шум стоял как на восточном базаре - зазывалы, стоявшие у каждой лавки, старались перекричать друг друга, чтобы привлечь внимание к своей лавке. С заходом солнца торговля прекращалась.
Строительство Невской или, как она тогда называлась, Суконной линии было завершено в 1767 году. В 1768 году Валлен-Деламот был отстранен от работ и через несколько лет уехал из России. Строительство Гостиного двора завершалось уже без архитектора, составившего проект здания.
Пожар, происшедший в Гостином дворе в 1780 году, спалил все деревянные лавки, которые несмотря на следовавшие один за другим указы продолжали строиться, чиниться, лататься и сосуществовали наряду с готовым уже корпусом Невской линии. Купцам предложили строить свои лавки в разных местах города, чтобы городской торговле не было более вреда от пожаров. В возводящемся здании Гостиного двора Екатерина II специальным указом запретила применять какие-либо деревянные конструкции вплоть до дверей, которые тоже должны быть изготовлены из железа. Впрочем, об этом запрещении помнили недолго. В 1785 году Гостиный двор был построен. Отопления в помещениях Гостиного двора не было до 1837 года, когда после многочисленных просьб купцов в здании была установлена пневматическая топка. Освещались помещения масляными фонарями. В 1842 году не без трудов по преодолению купеческого сопротивления очередному новшеству перешли на газовое освещение.
Здание заглублено внутрь квартала, чтобы экипажи и повозки могли останавливаться у Гостиного двора, не мешая проезду по Невскому проспекту. Время от времени возникали идеи застроить это пространство перед Гостиным двором, но всякий раз они встречали дружный отпор со стороны купцов.
Фасад Невской линии менялся. В 1886-1887 годах по проекту Н. Л. Бенуа ему было придано пышное убранство с применением лепки и скульптурного украшения.
В 1941 году здание несколько раз подвергалось бомбежке и сильно пострадало от попадания фугасных бомб. За все время войны он неоднократно становился мишенью при артобстрелах. Первый конкурс на восстановление здания Гостиного двора начался еще во время блокады - в 1942 году. К реставрации здания приступили сразу после окончания войны в 1945-1948 годах. Проект восстановления Гостиного двора принадлежит ленинградскому архитектору О. Л. Лялину. В результате восстановительных работ фасады здания приобрели вид, максимально приближенный к облику здания, задуманного Деламотом. Тогда же вдоль всего фасада корпуса Невской линии высадили липовую аллею. В 1948 году Гостиный двор был причислен к памятникам архитектуры и взят под охрану государства.
В 1955 году в Гостином дворе была проведена еще одна реконструкция, которая касалась в основном внутренних помещений. В результате этой реконструкции отдельные торговые помещения были соединены в анфиладу залов, в вестибюлях появились широкие лестницы. 178 отдельных магазинов превратились в единый универмаг «Гостиный двор» - главный универмаг Ленинграда.
В связи со строительством и открытием станции метро «Гостиный двор» в 1967 году в здании была проведена еще одна реконструкция, завершившаяся к 1972 году сооружением наземного вестибюля метро внутри здания универмага.
Гостиный двор - крупнейший универмаг города. Каждый день здесь покупают продукцию более чем 3000 компаний 300 тысяч покупателей. В конце ХХ века Невская линия была закрыта на реконструкцию, длившуюся почти 10 лет. После открытия в 1998 году на втором этаже Невской линии была открыта Галерея Высокой моды, которую представляют известные дизайнеры Франции и Италии.

 

 


Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее