Адмиралтейство, история Адмиралтейства, здание и шпиль Адмиралтейства

Памятники архитектуры Петербурга, особняки Санкт-Петербурга, исторические здания Петербурга

Главная » Справочная информация » Достопримечательности Санкт-Петербурга » Памятники архитектуры Санкт-Петербурга

Адмиралтейство, история Адмиралтейства, здание и шпиль Адмиралтейства

Район:
Не указан

Невский Проспект

На карте:  На карте  Посмотреть
Адрес: Адмиралтейский проезд, 1
Год постройки:
1806-1823 Архитектор: Захаров А. Д.

Адмиралтейство. Санкт-ПетербургСо времени своего основания, дата которого точно известна из собственноручной записи его основателя Петра I (5 ноября 1704 года), здание Адмиралтейства неоднократно перестраивалось. То великолепное впечатляющее здание, которое мы видим сейчас - результат перестройки здания в 1806-1823 годах под руководством русского архитектора Адриана Захарова. Перед архитектором стояла сложная задача: сохранив основную первоначальную планировку здания, автором которой был ее великий основатель, построить здание, соответствующее по масштабам и архитектуре своему месту и назначению центральной градообразующей доминанты. Центр города, постепенно переместившийся с Васильевского острова и Петроградской стороны на Адмиралтейскую сторону, соседство с Зимний дворцом, зданиями Сената и Синода, со зданием Главного штаба требовали уникального решения архитектурной задачи. И архитектор великолепно справился с ней. Мощное здание, протянувшееся вдоль Невы на 408 метров со стремительно взлетающим вверх шпилем над адмиралтейской башней, украшенной скульптурами с морской символикой, не потеряло своей градообразующей роли, осталось центральной высотной доминантой города. Адмиралтейский шпиль с корабликом-флюгером наверху виден издалека, еще на дальних подъездах к городу, ориентируя на центр города.

Заложено Адмиралтейство было 5 ноября 1704 года, о чем сохранилась запись, сделанная самим Петром:  "Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен". План Адмиралтейской верфи-крепости был начертан собственноручно Петром I. Этот чертеж хранится сейчас в Центральном военно-морском архиве. «Адмиралтейский дом» по замыслу Петра представлял собой П-образное сооружение, внутри которого было собственно Главное адмиралтейство, а на территории, обрамленной этим главным строением, располагались кузницы, различные мастерские, сараи. У самой же Невы были устроены эллинги и стапели для сооружения судов различного назначения, парусных и гребных. Через год в основном строительство Адмиралтейства было завершено. Оно принимало на себя функции одновременно и военного морского ведомства, и судостроительной верфи, и крепости. Территория Адмиралтейства была окружена каналами, рвами. На крепостных бастионах были установлены пушки, устроены подъемные мосты. Перед ним на большом расстоянии были вырублены деревья для образования гласиса, открытого пространства перед крепостью, что требовалось тогда законами фортификационной науки. Первый корабль со стапелей Адмиралтейской верфи был спущен на воду в 1706 году. При жизни Петра I всего было спущено на воду около 40 кораблей и среди них первый крупный 54-ти-пушечный корабль «Полтава», спущенный на воду в 1712 году. В 1844 году верфь была переведена на Выборгскую сторону, и судопроизводство на территории Адмиралтейства было прекращено. До этого времени со стапелей верфи сошло около 300 кораблей. Сам Петр I, чрезвычайно любивший свое детище, числился на верфи главным мастером, участвовал в разработке конструкций судов и в их строительстве. Он любил говорить: я - царь, а у меня руки в мозолях.

В 1711 году над входом в башню была построена мазанковая башня с часами, в которой чуть позднее стала располагаться Адмиралтейств-коллегия - высший орган управления российским флотом. Заседания проходили под председательством Петра и заканчивались в 11 часов утра. Петр I имел привычку в это время подкрепляться анисовой водкой, к чему единодушно  присоединялись его адмиралы. Это время с тех пор стали шутливо называть «адмиралтейским полднем».

 В XVIII веке Комиссией по каменному строительству Санкт-Петербурга была предложена трехлучевая планировочная система застройки города. Эти  три  луча, три  основные  магистрали  города: Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица исходили, как от центра, от тогда еще гораздо менее внушительного здания Адмиралтейства. Со временем вблизи царской резиденции, Зимнего дворца, стали появляться роскошные дворцы и богатые особняки, формироваться площади, что потребовало изменения внешнего облика здания Адмиралтейства, который уже не соответствовал своему статусу.

Первая основательная перестройка здания Адмиралтейства была осуществлена архитектором Германом ванн Болесом в 1719 году. Он перестроил башню над воротами  в камне и увенчал ее шпилем с «яблоком» и корабликом. При следующих перестройках шпиль с корабликом был сохранен и стал одним из символов города. В 1730 году Адмиралтейство по указу императрицы Анны Иоанновны, резиденция которой располагалась неподалеку,  снова перестраивается. Перестройкой занимался архитектор Коробов. Под его руководством были возведены каменные корпуса и построена башня высотой 72 метра. Кораблик на башне был сохранен.

В последний раз здание Адмиралтейства перестраивалось в 1806-1823 годах по указу Александра I. Здание, как мы уже говорили, перестраивал архитектор А. Д. Захаров. Крепостью Адмиралтейство, равно как и Петропавловская крепость, никогда не служило. Построенная в свое время Петром I на острове Котлин крепость Кроншлот надежно защищала город от нападения шведов с моря. Фортификационные сооружения вокруг Адмиралтейства мешали плановой застройке города и потому при этой перестройке были уничтожены за ненадобностью. На территории гласиса со временем были сформированы три центральные площади города: Дворцовая, Сенатская и Исаакиевская. Здание Адмиралтейства, построенное Захаровым, стало символом морского могущества России и одной из самых привлекательных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

 

  

 


Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее