Паломничество в Петербург

Приезжающему в Петербург православному паломнику предлагаются агентствами автобусные экскурсии по городу, которые дают возможность посетить сразу многие святыни. Мы не ставим перед собой такой задачи - охватить все. Лишь назовем святыни, немного расскажем о них и укажем адреса, по которым их можно найти, для тех, кто хочет посетить и поклониться именно тому святому или той иконе, которая позвала его в Петербург.
Святая блаженная Ксения Петербургская.
Ксения ПетербуржскаяСвятая блаженная Ксения Петербургская. Кто не знает о ней? Кто не прибегал в молитве к ее помощи? Ее имя известно далеко за пределами России. Войти в часовню, воздвигнутую над ее гробницей можно только преодолев очередь. Иногда небольшую, а иногда на несколько часов стояния. Особенно в день ее памяти - 6 февраля. Но народ стоит, не ощущая ни февральского ветра, ни мороза, помня только о том горе, которое подвигло его просить помощи святой, или о радости от уже полученной помощи, за которую хочет всем сердцем благодарить.
Ксения блаженная приняла на себя подвиг юродства. Наверное, самый трудный подвиг - сознательно быть безумной в глазах других людей тем безумием, которое посрамляет мудрость мудрецов века сего. Всем было видимо ее безумие, да не все видели ее тайные подвиги.
Только случайным «подсмотрением» кому-то удавалось увидеть ее молитвенный подвиг, узрев ее ночью со слезами и с воздетыми к небу руками молящуюся за нас. Да еще кому-то довелось увидеть, как ночью Ксенюшка на себе подымала кирпичи на стены строящейся Смоленской церкви.
Люди, чистые сердцем, при жизни блаженной видели за этим внешним безумием внутреннюю духовную силу и часто обращались к ней за помощью. Таковым блаженная помогала, а иных и обличала.
Скончалась блаженная Ксению в 1802 или 1803 году, прожив 71 год, из которых 45 лет провела в подвиге юродства. Она стала почитаться сразу после своей кончины. С места, где она была похоронена, и которое сама указала, земелька растаскивалась по всем концам Петербурга. Земельку подсыпали, но она все равно растаскивалась, и тогда на могиле Ксении блаженной установили гранитную плиту. Но и ту каким-то образом по кусочку, по кусочку растащили. Тогда над могилкой построили деревянную часовню, а над входом поместили надпись: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. На сем месте положено тело рабы Божьей Ксении Григорьевны, жены придворного певчего, в ранге полковника, Андрея Федоровича. Осталась после мужа 26 лет, странствовала 45 лет, а всего жития 71 год; звалась именем Андрей Федорович. Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души. Аминь".
В 1902 году над могилкой Ксении Петербургской построили каменную часовню. Над могилкой ее поставили мраморную гробницу, а в изголовье установили мраморный иконостас.
После революции часовню закрыли, устроили в ней какой-то склад, к могилке не пускали. Но народ все равно шел. После войны часовню было открыли, отреставрировали, стали служить панихиды, на которые во множестве стекался народ, но в 1960 году часовню опять закрыли, разорили, устроили в ней скульптурные мастерские, но народ все равно приходил. И так было вплоть до 1988 года, когда Ксенюшка блаженная была канонизирована. Покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II рассказывал, с какой неохотой власти отдавали часовню церкви, как не хотели отдавать надгробие. Но все это было милостью Божией преодолено. И сейчас в часовне каждый день служатся молебны святой блаженной Ксении Петербургской и по-прежнему служатся панихиды о упокоении душ наших усопших.
Святая блаженная мати наша Ксения моли Бога о нас.
Часовня святой блаженной Ксении Петербургской стоит на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Добраться до него можно от станции метро «Василеостровская» на маршрутке № 149.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.Иоанн Кронштадтский
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. С его именем связана история православного Петербурга не меньше, чем с именем Ксении блаженной. Он более близкий к нам по времени святой, о нем больше сохранилось воспоминаний. Сохранились и его собственные труды, самый значительный из которых - «Моя жизнь во Христе».
Родился батюшка 19 октября 1829 года на далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Он родился очень слабым и его тут же окрестили с именем Иоанн в честь преподобного Иоанна Рыльского, память которого совершалась в тот день. Постоянно бывая с отцом в церкви, маленький мальчик очень полюбил богослужение. Жизнь в крайней бедности, среди слез и страданий сделала его чутким к чужому страданию и горю. Дар горячей молитвы был знаком ему с детства. Когда шестилетнего мальчика отвезли в Архангельское приходское училище, ему сначала очень не давалась учеба. Чувствуя свою беспомощность, маленький мальчик часто плакал и молился, прося у Бога помощи. И помощь не замедлила прийти. После одной из таких молитв, как вспоминал впоследствии сам батюшка, «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове», «легко и радостно так стало на душе», и учеба пошла. Да так пошла, что он стал одним из первых учеников Архангельской духовной семинарии и был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную академию.
В декабре 1855 года о. Иоанн стал священником. И был назначен в Кронштадтский Андреевский собор. Он поставил себе за правило ежедневное совершение Божественной литургии, которое требовало от него соблюдения строгого и душевного и телесного поста.
Когда-то отцу Иоанну мечталось быть миссионером в каких-нибудь диких краях, но, познакомившись со своей кронштадтской паствой, он увидел, что здесь не меньшее поле для самоотверженной пастырской деятельности, чем в далеких языческих краях.
В Кронштадт ссылали из столицы разных порочных людей. В жалких лачугах и землянках жили портовые чернорабочие, основным занятием которых было пьянство и попрошайничество. К этим-то людям и пошел прежде всего будущий всероссийский батюшка, пытаясь вернуть им человеческий облик, помогая материально, ухаживая за больными. Они, эти кронштадтские "босяки", "подонки общества", первыми и "открыли" святость о. Иоанна. И это "открытие" очень скоро было воспринято всей Россией.
"Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, - говорил о. Иоанн. - Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем"... С таким сознанием он и шел к людям, всех побеждая и возрождая силою своей истинно пастырской состраждущей любви.
Скоро открывшийся в о. Иоанне дар чудотворения прославил его на всю Россию и далеко за ее пределами. Чудеса исцелений и помощи, пришедшей по его молитве бесчисленны. Сохранился рассказ самого о. Иоанна сопастырям-священникам о его первом чуде. "Кто-то в Кронштадте заболел, - так рассказывал об этом о. Иоанн. - Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящим Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка, которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански и в страхе Божием кончившая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался: как я могу - думал я - иметь такое дерзновение? Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою - он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога - молиться за тех, кто будет этого просить".
По молитве о. Иоанна совершалось и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться множество дивных чудес. Излечивались молитвою и возложением рук о. Иоанна самые тяжкие болезни. Иногда достаточно было только написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось. О. Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев. Этот великий дар чудотворения естественно был наградой о. Иоанну за его великие подвиги - молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.
Слава о кронштадтском чудотворце мгновенно разнеслась по всей России. Чтобы повидать его или получить ту или иную помощь, к нему ежедневно приезжали тысячи людей. Для получение его переписки кронштадтской почте пришлось открыть особое отделение. Огромные суммы денег, которые он тут же раздавал, проходили через его руки. На эти деньги о. Иоанн устроил в Кронштадте "Дом Трудолюбия" со школой, церковью, мастерскими и приютом, ежедневно кормил тысячу нищих, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в С.-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен. К этому-то монастырю и стремятся паломники, приезжающие в Петербург поклониться святым мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского.
10 декабря 1908 года батюшка в последний раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском соборе. А в 7 час. 40 мин. утра 20 декабря 1908 года мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины. Похоронили о. Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им монастыря на Карповке. Чудеса исцелений и помощи, явленной по молитвенной просьбе к нему, не прекращаются и доныне. Монахини Иоанновского монастыря ведут книгу записей чудес святого. В день его памяти, кажется, весь Петербург устремляется в этот крохотный храм-усыпальницу, в котором почти беспрерывно читаются акафисты.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский был канонизован на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 года и установлено совершать его память 20 декабря / 2 января - в день его блаженной кончины.
Святой праведный отче наш Иоанне, моли Бога о нас.
Иоанновский монастырь находится на Петроградской стороне, на набережной Карповки, 45/36. От метро Петроградская нужно пройти вперед до р. Карповки, перейти ее, и дойти до улицы Профессора Попова. Перейти Каменноостровский проспект и идти по улице Профессора Попова, пока не увидите монастырь - он недалеко.

Петербургская блаженная Матронушка-босоножка
Петербургская святая блаженная Матронушка-босоножка родилась в крестьянской семье в Костромской губернии около 1814 года. Она вышла замуж за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. Вскоре муж Матронушки был призван в армию. Во время Турецкой войны она пошла за ним на фронт и была там сестрой милосердия, помогая всякому всем, чем могла; и даже жалованье свое в 25 рублей все отдавала бедным солдатам. Вернувшись после войны в Кострому она продала все свое имущество, деньги раздала нищим и стала странствовать, подняв на себя подвиг юродства Христа ради и во всю свою дальнейшую жизнь никогда не одевала обуви - ходила босиком и зимой и летом. Одевалась она всегда в легкую летнюю белую одежду. Странствуя, она побывала на Соловецких островах, посещала святые места России и четырежды (босиком) ходила в Иерусалим.
Последние 30 лет своей жизни Матронушка жила в Санкт-Петербурге, сначала на Петербургской стороне, а затем - у часовни Скорбящей Божией Матери на Стеклянном заводе. Петербуржцам она запомнилась в своем обычном белом одеянии, с посохом и босиком. Тысячи людей обращались к ней за молитвенной помощью в самых разнообразных нуждах. Ее молитва имела огромную силу. Обладая даром прозорливости, она многих предупреждала о грозящей опасности. Любовь и тепло, исходящие от нее, привлекали к ней многих и многих - к ней запросто приходили, проходя мимо ее квартиры. Она всех принимала - кого утешала, кому давала совет, кого оставляла помолиться вместе с нею. Самые пропащие алкоголики по ее молитвам исцелялись от этого тяжкого недуга. Люди, терпевшие нужду, не имевшие работы, страдающие от болезней, помолившись вместе с ней, получали просимое. Описания таких случаев сохранились во множестве.
Она была очень известна в Петербурге. К ней приходили и простолюдины и интеллигенция; была она известна и высокопоставленным особам. Порой она получала очень большие пожертвования - все это она употребляла на дела благотворительности: раздавала милостыню, помогала тем, кто попадал в тяжелые житейские ситуации, покупала и дарила Святые Евангелия, образа и иконы, которыми благословляла посетителей. Одного только лампадного масла она рассылала по приходским церквям и монастырям ежегодно более 50 пудов.
Она скончалась на 97-ом году жизни 30 марта 1911 года, заранее сообщив окружавшим ее, что отойдет от них. О ее кончине писали почти все Петербургские газеты. На Шлиссельбургском проспекте, где жила старица, собралось огромное количество народа, чтобы попрощаться с любимой старицей. Чтобы не было давки, был вызван большой наряд полиции. Тело старицы в одежде схимонахини находилось в траурном катафалке. В одно из посещений Иерусалима она приняла схиму с именем Мария, дав Богу обет сохранить это в тайне от всех. У ее гроба непрерывно совершались панихиды. Гроб с телом покойной от ее квартиры до двора церкви Скорбящей Божией Матери, где должны были состояться похороны, несли на руках. Его сопровождала многотысячная толпа. В храме гроб был поставлен на покрытый серебряным покрывалом траурный катафалк. На похоронах, состоявшихся 3 апреля, присутствовало около 25 тысяч человек.
В советское время церковь Скорбящей Божией Матери была разрушена, а могилка блаженной Матронушки затерялась. Но в 90-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря и в 1997 году была отыскана могилка Матронушки. Она оказалась в церковном дворе, почти на самом берегу Невы. Там был обнаружен склеп с гробом, в котором покоилось тело блаженной Матронушки. И хотя он находился примерно на одной глубине с подвалами церкви, в которых было очень сыро, в склепе, который располагался почти у самой воды, оказалось сухо. Гроб и погребальный покров были совершенно не тронуты тлением, хотя пролежали в земле 86 лет!. Гроб некоторое время пребывал в церкви на поклонении. После этого его вновь захоронили на том же месте. И снова, как и тогда, когда Матронушка была жива, приходят к ней люди, молятся Богу, просят блаженную старицу помолиться о своих печалях и нуждах, берут маслице из лампадки на могилке и по вере получают просимое. Чудесные исцеления и случаи чудесной помощи по молитвам блаженной Матронушки продолжают совершаться и доныне.
Адрес подворья: 193019, Санкт-Петербург, пр.Обуховской обороны, 24.
Телефон: 265-03-00.
Проезд: метро "Площадь Александра Невского".

Петербургская святыня - икона Божией Матери»Всех скорбящих радосте» икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость (с грошиками)

Недалеко от Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте (ныне проспект Обуховской обороны) в XVIII веке стояла деревянная часовня, построенная для Тихвинской иконы Божией Матери, по преданию обретенной в водах Невы. Впоследствии здесь появилась икона «Всех скорбящих Радосте», которую принес в благодарность за свое спасение купец Матвеев. Эта давно почерневшая от времени икона чудесным образом обновилась, когда во время грозы 23 июля 1888 года в часовне возник пожар, уничтоживший все, кроме этой иконы. Молния, ударившая в кружку для пожертвований, выбила из нее монеты (грошики), и 12 из них прилипли к иконе непонятным образом. Они не были впечатаны, а просто каким-то образом держались на иконе. Сама же закопченная до того икона, просветлела, а лик Богоматери буквально сиял.
После этого у иконы стали происходить случаи исцеления. Особенно примечателен случай с десятилетним Николаем Грачевым. Он был сыном биржевого маклера Константина Петровича и Александры Петровны Грачевых. Семья была состоятельной, но ее преследовали несчастья. Два мальчика, родившиеся от этих родителей, умерли во младенчестве, двух девочек скосил дифтерит, а 1886 году умерли отец и мать. Десятилетний Николай и его 19-летняя сестра Екатерина остались сиротами. А в день похорон матери с Николаем случился страшный припадок: его скручивали страшные судороги, его изгибало и подбрасывало так, что жутко было смотреть. Он плакал и кричал от невыносимых страданий. Не помогали ни заботы любящей сестры, ни старания лучших докторов. Припадки учащались, становились все невыносимее. К 1890 году у него отнялись ноги и уже отнимались руки. В конце ноября 1890 года Николаю стало так худо, что 27 числа к нему был приглашен священник, чтобы приготовить его к вечной жизни.
Но в день своего рождения, в ночь со 2 на 3 декабря 1890 года после особенно сильных припадков мальчик впал в забытье. И вдруг увидел, что комната озарилась необыкновенным светом. В углу комнаты он увидел Пресвятую Богородицу, святителя Николая Чудотворца и еще какого-то святитителя в белом клобуке. Пресвятая Дева сказала, обращаясь к мальчику: «Николай, поезжай в часовню, где упали монеты. 6 декабря ты исцелишься, но раньше никому не говори». Настоятельные мольбы мальчика были восприняты как последняя воля умирающего, что не расходилось с истинным положением вещей. Сестра повезла его через весь город в часовню. По дороге с мальчиком случился припадок. Припадок повторился и в самой церкви, когда его положили перед святою иконой. Народу в церкви было множество. Начался молебен, все стали молились об исцелении тяжело страждущего мальчика. Когда запели кондак Богородице: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице, Ты нам помози, не Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся», мальчика подняли и приложили к святой иконе. Сестра попросила вновь положить его на скамью, но он вдруг сказал: "Нет, Катя, я совершенно здоров и могу стоять". И он действительно самостоятельно встал, перекрестился, подошел к кресту и вновь приложился к иконе. На другой день Грачевы снова приехали в часовню благодарить Богородицу.

Весть о чудесном исцелении тут же разнеслась по всему Петербургу. На молебны к иконе собиралось огромное количество людей. Перед квартирой Грачевых тоже толпился народ: всем хотелось узнать подробности. Появилось много статей в газетах. Сестра Николая записала все, что с ним произошло, и этот ее рассказ тоже был опубликован. Сам Николай Грачев стал иеродиаконом Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне.
После этого события в память о чудесном исцелении по заступничеству Пресвятой Богородицы, к дому Грачевых была пристроена маленькая часовенка, которая стоит там и по сей день. Цел ныне и сам этот дом, только в нем размещается теперь музыкальное училище (ул. Воскова, 1).
13 марта 1893 года посетили часовню и молились перед святой иконой Государь Император Александр Александрович с Императрицей Марией Феодоровной, Великой Княжной Ксенией Александровной и Великим Князем Михаилом Александровичем.
К часовне стали стекаться паломники в количестве, вызвавшем необходимость строительства церкви. И в 1898 году была построена новая церковь в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». Церковь была очень красива. Но в 1934 году ее взорвали. Прихожане спасли чудотворный образ и в 1946 году передали его в открывшуюся после войны Свято-Троицкую церковь «Кулича и Пасхи». Икона и сейчас пребывает в этой церкви, привлекая к себе множество богомольцев.
Адрес церкви: пр. Обуховской обороны (Шлиссельбургский проспект), 235. М. «Пролетарская».

Казанская икона Божией Матери
Казанская икона Божией МатериВ Казанском соборе Санкт-Петербурга есть особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Она помещена на амвоне слева от Царских врат. Перед ней всегда стоит очередь желающих приложиться к святой иконе, помолиться перед ней.
Сама  была явлена в 1579 году в городе Казани. После страшного пожара, уничтожившего большую часть Казани, девочке Матроне Онучиной во сне трижды являлась Пресвятая Дева, настоятельно требуя, чтобы она сообщила Казанскому архиепископу о том, что в подвале сгоревшего дома Онучиных находится Ее святой образ, который непременно нужно найти. Девочке поверили не сразу, но после новых явлений Богородицы все же решили копать в месте, указанном Богородицей. Образ был найден на метровой глубине.
Обретенная икона была помещена в монастырь Пресвятой Богородицы, который Иван Грозный в том же 1579 году основал в Казани. С иконы были сделаны списки, некоторые из которых были признаны чудотворными. С Казанской иконой Божией Матери связаны победы русского воинства в самые тяжелые моменты вражеского нашествия. Казанской иконой благословляют к венцу молодых, перед ней молятся о семейном благополучии. Она является защитницей восточных рубежей России.
В 1612 году, во время нашествия поляков икона сопровождала дружины князя Пожарского и Минина. На Красной площади освобожденной Москвы князем Пожарским по обету был выстроен храм, в который и был перенесен полковой чудотворный образ Богоматери. В течение долгого времени икона сохранялась в царской семье дома Романовых в Кремле, пока Петр I не перевез ее в Александро-Невский монастырь новой столицы государства Российского - Санкт-Петербург.
Почитание этой иконы в новой столице было велико. По указанию императора Павла I в Санкт-Петербурге специально для этой иконы начали возводить храм по проекту А. Н. Воронихина. Строительство храма завершилось в 1811 году при Александре I. Казанский собор долгое время был кафедральным собором северной столицы. В 1812 году М. И. Кутузов, отбывая в действующую армию, молился перед этой иконой о даровании победы над французами. Во все время наполеоновского нашествия чудотворная икона находилась в рядах русского войска. И первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября, когда выпал снег и ударили сильные морозы - сама Заступница пришла на помощь воинам.
Во время Великой Отечественной войны в 1941 году было явлено еще одно чудо от чудотворной иконы. Илие, митрополиту Гор Ливанских во время молитвы явилась Богородица и объявила, что ему надлежит довести до властей России, что они, во-первых, должны открыть по всей стране православные храмы, а из тюрем освободить священников. Во-вторых, нужно молиться двум Казанским иконам Божией Матери: той, что пребывает в Москве в Богоявленском соборе, и другой, не менее старой, - во Владимирском соборе Ленинграда, куда она была перенесена после революции. Чтобы немцы не вошли в Ленинград, следовало вторую икону обнести вокруг города. Митрополиту Илие по международным церковным каналам удалось переслать запись о своем видении в Россию. И тогда в Богоявленском соборе осажденной столицы был отслужен молебен, после которого состоялся крестный ход с выносом Казанской иконы Божией Матери. То же самое было сделано в Ленинграде. Жители блокадного Ленинграда были свидетелями того, как вдоль окопов последней линии обороны города шел Крестный ход с чудотворным образом Казанской Божией Матери. Через эту линию враг не переступил.
После окончания войны митрополит Гор Ливанских Илия приезжал в Ленинград и служил во Владимирском соборе. Он привез с собой в дар иконе драгоценный венец. И с тех пор голова Богородицы на Казанской иконе увенчана двумя венцами.
После возвращения Церкви Казанского собора Санкт-Петербурга, 21 июня 2001 чудотворная икона вернулась в него.
Празднования: 8(21) июля и 22 октября (4 ноября).
Проезд: метро «Невский проспект».

 


Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее