Архитектурный облик Санкт-Петербурга

Архитектурный облик Петербурга незабываем. Этот молодой сравнительно с другими европейскими столицами город, кажется, вобрал в себя лучшие страницы из истории мировой архитектуры. На протяжении двух с половиной веков лучшими зодчими того времени в Петербурге создавались неповторимые архитектурно-художественные ансамбли. Комплекс Петропавловской крепости, Стрелки Васильевского острова, центральных набережных и связанных с ними площадей Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской, великолепные панорамы Невы, Марсова поля, Невского проспекта - далеко не полный перечень наиболее значительных по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам ансамблей.
Дворец МеньшиковаАрхитектура и планировочная структура Петербурга формировались его местоположением и природными условиями. Река Нева, в дельте которой стоит Петербург, стала основой объемно-пространственной композиции, сохраняющей свое значение по сей день. По берегам Невы, протяженность которой в черте города 28 км, формировались самые знаменитые архитектурные ансамбли XVIII - XIX веков. К Неве обращены главные площади Северной столицы. Нева была и остается водной магистралью мирового значения, по ней идут пассажирские и торговые суда с Балтийского моря. Она, оставаясь главным «проспектом», разделила город на части, которые первоначально соединялись временными переправами, а позднее мостами. Город расположен в дельте Невы, на 101 острове, и эта естественная граница каждой части города способствовала выявлению доминант и общей их связи между собой. Ровная низменная поверхность, на которой раскинулся город, диктовала сравнительно ровную по высоте застройку города, местами акцентируемую высотными композициями. Шпиль Петропавловского собора, "Адмиралтейская игла", купол Исаакиевского собора - градообразующие доминанты, формирующие вокруг себя архитектурные ансамбли.
Город начался с возведения военной крепости. Петропавловская крепость строилась по плану Петра I с архитектором Де Ланбергом. Закладка крепости состоялась 16 мая (27 мая) 1703 года. Этот день стал днем праздника петербуржцев - днем рождения города.
Почти одновременно с закладкой Петропавловской крепости 5 ноября 1704 года было заложено здание Адмиралтейства. Адмиралтейство строилось как верфь по чертежам самого Петра I. В то время оно представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», обращенной в сторону реки Невы. В 1711 году была произведена первая перестройка Адмиралтейства. Голландским мастером Харманом ван Болосом над воротами Адмиралтейства был установлен кораблик, ставший впоследствии символом города. В 1732-1738 годах по проекту архитектора И. К. Коробова было построено каменное здание Адмиралтейства. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, что придало зданию монументальность. На вершину шпиля был вознесён всем нам знакомый кораблик-флюгер.
После опустошительных пожаров 1736 года и лета 1737 была создана "Комиссия о Санкт-Петербургском строении", на которую было возложено руководство всей застройкой города и его благоустройством. В комиссию вошел крупнейший градостроитель и один из наиболее просвещенных людей своего времени П.М.Еропкин. Еропкин разработал в 1737-1740 годах глубоко продуманный, вполне реальный план перестройки и развития Петербурга. В основу плана он положил намеченная еще зодчими петровского времени трехлучевую планировочную систему центральной части города, в соответствии с которой в 1738 году была проложена между уже существовавшими проспектами Невским (1711 г.) и Вознесенским Гороховая улица. По этому плану город застраивался в течение нескольких следующих десятилетий.
С самых первых дней существования Петербурга в нем появляются сады, на которые по указанию Петра велено было обращать особое внимание. Еще в 1704 году на громадной территории был разбит Летний сад, который украшался павильонами, гротами, статуями. В 1710-1714 годах архитекторами Д. Трезини и А. Шлютером в нем был построен каменный Летний дворец Петра I. Фасад дворца возводился по рисунку Леблона.
Тем временем застраивался Васильевский остров. В 1710-1716 годах архитектором Дж.-М. Фонтана там был построен дворец Меншикова. В 1718-1734 годах архитектором Г. И. Маттарнови построена Кунсткамера. Здание было завершено архитектором М. Г. Земцовым, придавшем ему дошедшие до нас формы. Появилось здание Двенадцати коллегий (1722-1742 гг., архитектор Д.Трезини) и ряд особняков.
В 1715 году из Парижа был приглашен французский архитектор Леблон, составивший общий план застройки города. И хотя этот план никогда не был осуществлен вполне, роль Леблона в решении задач по благоустройству города остается очень важной. В 1717 году приступили к постройке каменных зданий в Александро-Невском монастыре. Проект для монастырских построек составил архитектор Трезини. 30 августа 1724 года в монастырь были торжественно перенесены мощи святого благоверного князя Александра Невского.
Одновременно с застройкой городской территории создаются великолепные дворцово-парковые ансамбли Петергофа, Царского Села, Гатчины, Павловска, Ораниенбаума, Стрельны, которые и сегодня поражают широтой замысла и мастерским исполнением. Во всем этом император Петр принимал самое деятельное участие. Ему принадлежит заслуга удачного выбора местности, которая уже в 1709 году называлась Петергоф. Идея возведения дворца на вершине горы, сооружения на ее склоне каскада фонтанов, Большого канала, даже первоначальные планы разбивки Верхнего сада и парка и эскизы многих будущих строений - это тоже заслуга Петра.
В 1740-1750 годах в архитектуре Петербурга получил распространение стиль, получивший впоследствии название русского барокко. В нем сочетались переосмысленные приемы и формы западноевропейского барокко и традиции русского зодчества. Яркими образцами этого стиля являются произведения архитектора Ф.-Б.Растрелли. Это и Зимний дворец, поражающих грандиозностью размеров, богатством фантазии, сложностью и в тоже время четкостью объемно-пространственной структуры. Это и парадные, торжественные дворцы Воронцова и Строганова. И вершина творчества мастера - ансамбль Смольного монастыря. В это же время над ансамблем Александро-Невского монастыря работал сын петровского зодчего Доменико Трезини Пьетро Антонио Трезини; ученик Растрелли архитектор С. И. Чевакинский был занят строительством Никольского собора - наиболее яркого образца барокко в России.
В конце XVIII века на смену барокко пришел русский классицизм, в котором красота простых, строгих архитектурных форм сочеталась с требованиями удобства планировки. Основоположниками этого стиля стали замечательные архитекторы В. И. Баженов и И. Е. Старов. Яркими образцами их творчества являются Михайловский (Инженерный) замок, построенный по проекту Баженова, а также Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской Лавры, построенные по проектам Старова. Большая роль в развитии классицизма в конце XVIII - начале XIX вв. принадлежит Дж. Кваренги, построившему здание Академии наук, Эрмитажный театр с аркой через Зимнюю канавку, Смольный институт и другие здания, украшающие Петербург до сего дня.
Градостроительство эпохи русского классицизма достигло наивысшего расцвета в первой трети XIX века. Именно тогда в Петербурге был создан ряд выдающихся произведений русской и мировой архитектуры - монументальных общественных зданий и дворцов, были завершены главнейшие ансамбли в центре города. У Невского проспекта был возведен архитектором А.Н.Воронихиным Казанский собор (1801-1811). Им же было возведено здание Горного института на берегу Невы (1806-1811). Архитектором Тома де Томоном был создан замечательный ансамбль Стрелки Васильевского острова, включающий в себя величественное здание Биржи (1805-1810), Ростральные колонны (1806) и открывающий великолепную панораму города на Неве. В это же время появляются замечательные творения Карла Ивановича Росси. Его первой работой стал Елагинский дворец с парком, павильонами и службами (1818-1822). В 1819 году Росси была поручена постройка дворца для великого князя Михаила Павловича. Михайловский дворец (1819-1825), ставший Русским музеем, - один из прекраснейших архитектурных памятников эпохи. К. И. Росси принадлежит и завершение ансамбля Дворцовой площади (1819-1829), которая стала главенствующей в историческом центре Петербурга. Пространственное решение площади гармонично объединяет монументальное здание Главного штаба, Императорский дворец, монолитную гранитную колонну, завершенную фигурой Ангела, здание Штаба гвардейского корпуса (архитектор А.Брюлов).
В эту же пору был построен А. А. Монферраном Исаакиевский собор (1818-1858) и создана замечательная своими пропорциями и строгой красотой Александровская колонна (1830-1834).
В 1823 году архитектором Захаровым было перестроено здание Адмиралтейства, которое приобрело тогда нынешний облик. Перестройка была капитальной - от прежней постройки зодчий оставил только легкую стройную башню со шпилем, увенчанный корабликом на 72-метровой высоте. Главный фасад здания, ставшего символом морской славы России, протянулся на 407 м вдоль набережной Невы. Новое здание Главного Адмиралтейства повлекло за собой грандиозные работы по оформлению Дворцовой и Сенатской площадей, что усилило роль Адмиралтейства как архитектурной доминанты в великолепном ансамбле центра города и закрепило за ним место композиционного центра города.


Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее