Молодежный театр на Фонтанке

Театры Петербурга, афиша, история театров Санкт-Петербурга

Главная » Культурный отдых в Петербурге » Театры Петербурга

Молодежный театр на Фонтанке

С 1979 года в Измайловском саду начал работать Молодежный театр, поначалу воспринимавшийся варианТеатр на Фонтанкетом московского театра на Таганке. В его труппу, наряду с профессионалами, вошли актеры-любители театра "Студио" при ЛИИЖТе, созданного режиссером Владимиром Афанасьевичем Малыщицким (гл.режиссер с 1979 по сентябрь 1983). Молодёжный театр открылся 18 января 1980 спектаклем "Сто братьев Бестужевых" по пьесе Б.Голлера. Его появление на театральной карте города сразу стало событием - в те годы открытие нового театра было почти невозможно. Молодёжный театр с первых своих представлений стал любимцем интеллигенции и студентов. Импонировал его репертуар - инсценировки произведений лучших современных прозаиков. Волновала интонация спектаклей: то исповедальная, то остро публицистическая. Этот период Молодежного театра связан с легендарными спектаклями "Сотников", "Отпуск по ранению", "И дольше века длится день"; с именами актеров Василия Фролова, Александра Мирочника, Нины Усатовой, Юрия Овсянко, Олега Попкова, Владимира Халифа. Театр быстро обрёл популярность в среде передовой интеллигенции, стал островком духовности, притягивавшим Ю.Лотмана, Н.Эйдельмана, К.Рудницкого, Ю.Любимова, Ф.Искандера, В.Быкова, Б.Васильева, А.Вознесенского. Яркий, но очень недолгий этот этап жизни Молодёжного театра был завершен с уходом его создателя - Владимира Малыщицкого.

Вслед за Малыщицким Молодёжный возглавил Ефим Михайлович Падве (гл.режиссер с 1983 по 1989) - талантливый ленинградский режиссёр, любимый ученик Георгия Товстоногова. Театр сохранил своё название, труппу и некоторые спектакли, но внутренне изменился: иной была индивидуальность его нового творческого руководителя. Сохранился высокий уровень драматургии, интерес к современности. Но не публицистика, а тончайший психологизм жизни человеческого духа привлекал Ефима Падве. Его любимым драматургом был Александр Вампилов, "Утиная охота" - одна из лучших постановок этого режиссёра и один из лучших ленинградских спектаклей 80-х годов. Падве был влюблён в театр романтический и зрелищный (он поставил рок-оперу "Сирано де Бержерак") и в театр музыкальной импровизации (спектакль-кабаре "Звучала музыка в саду" - ностальгия и воспоминание об эстраде начала века). Незатейливая пародия на репертуар дореволюционного театра-буфф в Измайловском саду за десять лет наполнилась новым смыслом и превратилась в историю Молодежного театра и его актеров. Менялись исполнители, сокращалось количество номеров, но по-прежнему представление собирало полные залы. "Вечер" А. Дударева, "Пять углов" С. Коковкина, "Игрок" Ф. Достоевского в постановке Падве получили награды различных фестивалей и конкурсов, а спектакли "Сирано де Бержерак" Э. Ростана, "Утиная охота" А. Вампилова, "Звучала музыка в саду" и "Концерт фронту" принесли театру известность за рубежом. Успешные заграничные гастроли, очереди за билетами, тянувшиеся через весь сад - свидетельство феноменальной популярности Молодёжного. Спектакль-концерт "Звучала музыка в саду" за 10 лет прошел более пятисот раз и был сохранен в репертуаре театра после трагической кончины его создателя. Ефим Михайлович Падве, переживая духовный и творческий кризис, в 1989 году внезапно отказался от руководства театром и вскоре трагически погиб.  

Театр на Фонтанке знал разные театральные времена, но не знал безвременья и посредственных спектаклей. Словно эстафету, из рук в руки, его подхватывали лучшие мастера режиссуры.
И в ноябре 1989 года, по духовному завещанию Ефима Падве, Молодёжный возглавил Семён Яковлевич Спивак - один из самых одарённых, "магических" режиссёров города на Неве.
Спивак был уже знаменит своими постановками в Молодом театре при Ленконцерте, возглавлял талантливую труппу, у театра было много поклонников и большое количество наград на различных театральных конкурсах. В Молодёжный театр Спивак принёс своё лирическое мироощущение, воплощённое в спектаклях "Танго", "Дорогая Елена Сергеевна" и "Удар", и привёл своих лучших актёров. В Молодёжном театре началась блистательная эра Семёна Спивака. У Семена Спивака - обострённый слух, особенная художественная чуткость: мало кто в современном театре смог создать столь притягательную лирическую атмосферу. Его спектакли, поставленные по классическим пьесам, а среди них "Гроза" А. Н. Островского, "Мещанин во дворянстве" Ж.- Б. Мольера и "Трёхгрошовая опера" Бертольда Брехта, поражают новизной прочтения. В самом безнадёжном и мрачном он находит светлое и доброе. В противоборстве добра и зла, по его мнению, и заключен путь человека к совершенству. В спектакле "Маркиза де Сад" эта борьба приобретает особый накал: зло расставляет ловушки на каждом шагу. Жене известного маркиза удалось преодолеть наваждение и обрести гармонию. Об обретении гармонии и о закате жизни, который предстоит встретить каждому, повествует спектакль "Крики из Одессы" по пьесе Исаака Бабеля "Закат". Пройдя через душевные страдания, герой Мендель Крик примиряется с неумолимым ходом времени: кончилась одна жизнь и началась другая... Поиск гармонии воплотился и в обетованном рае, врачующем души героев "Касатки". Тонкая жизнь духа, внимание к внерациональному началу в человеке, раскованность формы - главные приметы режиссерского стиля Семена Спивака. Театр Спивака отличает особая доверительная интонация. Здесь не обличают, а понимают каждого, не бьют наотмашь, а мягко и грустно иронизируют. Молодежному театру на Фонтанке, знавшему разные времена, присуще непреходящее качество - жизнеспособность. В нем всегда кипела творческая работа, сохранялось актерское братство. Все спектакли Семёна Спивака отличаются яркой художественной формой. Изысканная образность, динамика мизансцен, красота ракурсов предают его спектаклям особую выразительность и остроту. Особая магия спектаклей мастера заключается в абсолютной органике актёров, вдохновенно и ослепительно легко живущих на сцене и существующих в своих ролях. Спивак - великолепный театральный педагог. В его театре работает выпестованная им высокопрофессиональная труппа, в 1999 году пополнившаяся выпускниками его актёрско-режиссёрского курса Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства. Здесь нет "четвёртой стены", и заряженный актёрской энергетикой зал посылает на сцену ответный влюблённый отклик. Молодёжный театр на Фонтанке (а именно так он стал именоваться при последнем Художественном руководителе) - один из самых популярных в городе. По результатам опроса, проведённого в 1998 году, зрители назвали его одним из самых любимых. В том же году Семён Спивак был объявлен одним из 16 лучших петербуржцев: ему была вручена ежегодная премия "Люди нашего города" в номинации "Лучший режиссёр". В последние годы в театре работали такие ведущие режиссёры России, как Роман Виктюк (он поставил на этой сцене один из лучших своих спектаклей "Фердинандо" с Эрой Зиганшиной в главной роли), Александр Галибин (чья постановка "Ла фюнф ин дер люфт" по пьесе Алексея Шипенко была признана одной из лучших премьер 1993 года, а исполнитель главной роли Константин Воробьёв - лучшим драматическим артистом сезона), Владимир Туманов ("Лунные волки" и "Двенадцатая ночь"). Молодёжный театр на Фонтанке много гастролирует, лучшие спектакли видели зрители Москвы, Украины, Польши, Германии. В марте 1999 года спектакль "Крики из Одессы" побывал на гастролях в Польше и принял участие в Международном театральном смотре. Спектакли "Стакан воды", "Маркиза де Сад", "Касатка" и "Жаворонок" были тепло встречены жителями российских городов. В феврале 2002 года театр с огромным успехом гастролировал в Москве со спектаклями "Жаворонок" и "Касатка", а в мае триумфально выступил на международном театральном фестивале "Киiв-Травневий". Последней премьерой театра (27 февраля 2002 года) стала постановка пьесы Жана Кокто "Священные чудовища". На очереди - шекспировский "Отелло", а 25 января 2004 – спектакль «Любовные кружева» (по «Женитьбе Белугина» А.Н.Островского). Готовятся к постановке детский спектакль – «Снежная королева» по мотивам произведений Г.-Х.Андерсена и Е.Шварца и чеховские «Три сестры»….


Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее