За Черной речкой театр

Театры Петербурга, афиша, история театров Санкт-Петербурга

Главная » Культурный отдых в Петербурге » Театры Петербурга

За Черной речкой театр

Время работы: 11.00 - 19.00
Район:
Приморский

Пионерская

Адрес: Санкт-Петербург, Богатырский просп., д.4
На карте: На карте  Посмотреть
Телефоны: (812)394-69-08
Сайт: http://www.teatrzcr.ru
   
Днём рождения театра считается 18 апреля 1983 года, когда состоялось официальное открытие театра "За Чёрной речкой", но предпосылки возникновенза черной речкойия театра, пожалуй, следует искать в далёком 1975 году, когда молодой режиссёр Олег Мендельсон был приглашён работать в Юсуповский дворец. А началось все с Театра юношеского творчества (ТЮТа), существовавшего при Дворце Пионеров имени А.А. Жданова, которым руководил видный театральный педагог Матвей Григорьевич Дубровин. Это был не просто хороший театр - это было целое театрально-педагогическое направление в жизни страны, потому что принципы работы ТЮТа основывались на очень интересных вещах. Дело в том, что там дети не только играли - они обязательно осваивали одну из театральных профессий - монтировщика, осветителя, костюмера, гримера, бутафора и т.д. Короче говоря, действовал принцип самообслуживания и самоуправления. В этой организации существовало "воспитание через театр". Очень многие становились актерами, режиссерами, театроведами, а многие - химиками, врачами, мастерами по дереву, то есть абсолютно любые профессии. О.Мендельсон – выпускник ТЮТа. В 1973 году, закончив Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК) по классу народного артиста России, профессора З. Я. Корогодского, молодой режиссер был направлен на работу в Ставропольский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, а затем – в ТЮЗ в Ростов-на-Дону. Обстоятельства складываются таким образом, что после ухода из жизни Матвея Григорьевича Дубровина, который работал и в Юсуповском Дворце – Олега Мендельсона, который являлся его учеником, пригласили работать туда. И вот, через какое-то время после прихода О.Мендельсона в Юсуповский Дворец, там образовался достаточно сильный театральный коллектив единомышленников, который создавал очень серьезные и интересные спектакли - в чём-то даже экспериментальные, революционные! - и, наверное, поэтому среди самодеятельных театров всегда занимал исключительно первые места Художественный руководитель театра О.Ю. Мендельсон: - В 1978-1979 году под крышей Юсуповского дворца нам стало уже очень тесно, так как помещение этого уникального домашнего театра нам предоставляли только один раз в месяц, чтобы мы играли спектакли, а к тому времени было уже четыре наименования в репертуаре. Поэтому получалось: играть один спектакль и четыре месяца ждать. Это немыслимо и никому не интересно - играть раз в год по обещаниям, что называется. Мы дрались, чтобы нам давали играть больше - четыре раза нам дали, но все равно получалось так, что мы раз в месяц играли каждый спектакль. Потом у нас появились современные постановки, где был задействован зал, и нам говорили, что мы разрушаем музейные ценности. Мы, конечно, не разрушали, но была такая опасность - ведь бегать по залу с позолотой, где каждое кресло стоит безумно дорого Мы мечтали уйти куда-нибудь, в любой подвал, лишь бы обрести самостоятельность - мы мечтали о профессиональном театре. Наконец, 13 января 1980 года (неофициальный день рождения театра!) из стен шикарного дворца, из "домашнего" Юсуповского театра коллектив переезжает в неприспособленное помещение в Коломягах. Это был совершенно сознательный выбор - "уйти в народ" (ребята попали в новый "спальный" район, сравнимый по численности населения с Псковом – по сей день не имеющий, фактически, никакой культурной жизни и где населению порой достаточно трудно выбираться в центр). И это дало свои плоды: видимо, энергетика театра была такова, что уже через год-два (несмотря на двухлетнюю "перепланировку" помещения!) был обновлен репертуар, а года через три-четыре люди ехали сюда уже со всего города. Помещение же, в котором находился коллектив в Коломягах - бывшая школа №101, где театру был предоставлен первый этаж. А благодаря помощи таких организаций, как "Северный завод", БКЗ "Октябрьский", АБДТ им. М.Горького, театр получил зрительный зал на 100 мест, сцену 6х9 м., репетиционный зал, звукозаписывающую студию, костюмерный цех, мастерские. 18 апреля 1983 года театральный коллектив с названием "За Чёрной речкой" приветливо распахнул для всех желающих свои двери Часто спрашивают: почему театр называется "За Черной речкой"? На самом деле, к названию станции метро это не имеет никакого отношения (находимся мы на "Пионерской"). Выбор названия обусловлен несколькими моментами: во-первых, здесь недалеко находится место дуэли А.С. Пушкина, а во-вторых, в репертуаре нашего театра серьезно прослеживается причастность к творчеству этого великого русского поэта. С 1983 по 1992 г.г. на сцене театра было поставлено более 20 спектаклей для взрослых и детей, многие из которых не раз отмечались критикой: "Снежная королева" (Е. Шварц), "Обелиск" (Г. Мамлин, В. Тендряков), "Братская ГЭС" (Е. Евтушенко), "Памяти учителя" (Р. Кац), "Тили-тили тесто" (Р. Кац), "Умфолози" (Р. Кац), "В наше время" (по новеллам американских писателей), "До свидания, овраг" (К.Сергеев), "Брысь!" (Гин, В.Зимин), "По ту сторону зеркала" (Л. Кэрролл), "Маленькие трагедии" (А.С. Пушкин), "Дознание" (П. Вайс), "Вей, ветерок" (Я.Райнис), "Миф о десанте" (Б. Голлер), "Мой портрет или" (по письмам и произведениям А.С. Пушкина и воспоминаниям современников) А в 1987 году, когда театру было присвоено звание "НАРОДНЫЙ", коллектив отправляется в Москву со своими спектаклями "Снежная королева", "Обелиск" и "Братская ГЭС»" причем последний из них вскоре по идеологическим соображениям "сверху" был закрыт. И вот, наконец, в 1989 году на базе театра-студии при Молодежно-культурном центре был организован профессиональный (!!!) театральный коллектив - театр "За Черной речкой", - сформировавшийся, в основном, из выпускников театра-студии. В эти годы театр успешно работал не только в Ленинграде, но и на гастролях в таких городах, как Тихвин, Мурманск, Псков, Львов, Черновцы и Архангельск А в 1991 г. с большим успехом прошли гастроли в Германии (в Гамбурге и Ганновере) со спектаклями "По ту сторону зеркала" по сказке Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес", "Умфолози" Р. Каца и "Маленькие трагедии" А.С. Пушкина, а также концертной программой "Я – клавесин". И всё бы ничего - но, приехав из Германии (можно сказать, на самом своем творческом пике), труппа получают известие о закрытии театра(!!!). Такое стечение обстоятельств сломало бы кого угодно, но только не этих самоотверженных героев, впитавших в себя до корней волос главный принцип ТЮТа: каждый в ответе за всё. О.Ю. Мендельсон: - Мы всегда считали, что если нам что-то нужно - за это я благодарен ТЮТу - не стоит ждать ни от кого милости, а всё сделать самим. Нас порой сравнивали даже "с грибом под асфальтом": нас "закатывают" обстоятельства, а мы все равно прорастаем. Например, должны же быть в театре монтировщики, декораторы. Если они есть – это, конечно, очень хорошо. А если их нет? Можно, конечно, развести руками и сказать: ну, тогда надо закрываться. Ведь в нормальном театре на одну творческую единицу приходится 10 обслуживающих. У нас же получается наоборот: творческий человек – он же делает и то, и это, и это У нас все в театре "с руками". Помимо того, что все – талантливые люди, каждый – "и ткач, и жнец, и на дуде игрец". Может быть, это и спасает театр, что у нас такая команда, такая семья. Но, несмотря на все трудности, жизнь театра не прекращается ни на секунду.
 
Адрес: Богатырский просп., д.4
Телефон: (812) 394-69-08
 

Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее