Тихвин

Пригороды Петербурга, описание пригородов Санкт-Петербурга

Главная » Культурный отдых в Петербурге » Пригороды Петербурга

Тихвин

Город Тихвин входит в число 110 исторических городов России и занимает исключительное место в Ленинградской области, ибо сохранил выдающийся ансамбль Тихвинского Богородицкого монастыря XVI-XIX веков, родовой дом великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова, значительные элементы планировки средневекового города, а также деревянную застройку, ценную в архитектурном отношении и дающую яркое представлениТихвине об облике уездного города XIX века.

Первое упоминание о Пречистенском погосте на реке Тихвине относится к 1383 г. В Воскресенской летописи содержится рассказ о чудесном явлении иконы Богоматери, впоследствии получившей название Тихвинской, и строительстве деревянной Успенской церкви.

Древний погост, располагавшийся на левом низком берегу реки, стал первоначальным градоформирующим ядром Тихвина. Расположение на перекрестке сухопутных и водных путей позволило ему стать одним из значительных центров Нагорного Обонежья.

Развитие Тихвина вплоть до ХХ века проходило в двух направлениях. Во-первых, Тихвин рос как крупный торговый центр, приобретавший все большее экономическое значение. Во-вторых, Тихвин с ХV - начала XVI века стал важным центром религиозного культа на северо-западе Руси. Последнее обстоятельство привлекало к Тихвину внимание государственной власти и способствовало быстрому росту селения.

Известность Тихвина как центра религиозного центра объяснялась тем, что здесь находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

В конце XV века около церкви, построенной в честь чудесно явившейся иконы Божией Матери возник небольшой монастырь. Тихвин в то время был известен и в столице государства Москве. В 1510 году по распоряжению великого князя Московского Василия Ивановича (отца Ивана Грозного) в Тихвине вместо существовавшего до тех пор деревянного храма стали возводить большой каменный Успенский собор, завершенный в 1515 году. Для строительства, которое велось на средства местного монастыря, были присланы мастера из Москвы и Новгорода; руководство стройкой поручили новгородцу Дмитрию Сыркову.

Великий князь Василий Иванович посетил Тихвинский монастырь в 1527 году. Двадцать лет спустя по дороге из Новгорода здесь побывал его сын великий князь Иван Грозный. Посещение обоих монархов укрепило значение Тихвина как важного центра религиозного культа.

Тихвинский погост в XVI веке стал местом пересечения нескольких важных торговых дорог. Здесь проходил ближайший путь по суше от берегов Невы, от городов Орешек и Ладога (ныне Петрокрепость и Старая Ладога) к Москве и сухопутная дорога от Новгорода к побережью Онежского озера и далее к Белому морю; имелся и удобный водный путь – по Тихвинке и Сяси к Ладожскому озеру. Благодаря такому скрещению торговых путей Тихвин в XVI веке стал развиваться как торговое селение, обслуживавшее сначала ближайшие окрестности, а затем и более отдаленные уголки Новгородской земли. Жители Тихвинского погоста, ранее бывшие только крестьянами, стали больше заниматься торговлей.

Подобное селение в те времена в отличие от обычной деревни носило название «посад». С современной точки зрения, крупное селение, жители которого заняты ремеслом и торговлей, - это город. Таким образом, в XVI веке Тихвин становится городом.

Тихвину принадлежит заметное место в истории русской культуры. Особую известность уже в XVI - XVII веках получили архитектурные сооружения города, в значительной своей части сохранившиеся до наших дней.

Создание архитектурного ансамбля Тихвинского монастыря началось еще в первые годы XVI века. К этому времени относится сооружение Успенского собора – замечательного памятника древнерусского зодчества.

В 1558 году началась Ливонская война: Иван Грозный стремился обеспечить России широкий выход к берегам Балтийского моря. В землях, прилегавших к северо-западным границам, стали проводиться работы по усилению существующих крепостей и строительству новых, которые могли бы понадобиться в случае вражеского вторжения. Тихвин вполне мог стать ядром обороны юго-восточного Приладожья. В Тихвине, к тому времени известном религиозном центре, решили строить не обычную крепость, а укрепленный монастырь. Это было выгодно государству, потому что большая часть забот и расходов по содержанию крепости и ее гарнизона ложилась на монастырь.

В начале 1560 года Иван Грозный отдал распоряжение о проведении в Тихвине больших строительных работ.Тихвин Руководить ими было поручено выдающемуся новгородскому строителю Федору Сыркову (сыну Дмитрия Сыркова). Большой мужской монастырь, окруженный мощными дерево-земляными укреплениями, сооружался на месте маленького монастыря. На другом берегу реки Тихвинки начали возводить женский монастырь, значительно меньший по объему, но также снабженный укреплениями. Первый из них – Тихвинский Успенский, или Большой, монастырь – с самого начала стал играть большую роль в жизни города, так как именно здесь находилась Тихвинская чудотворная икона. Второй монастырь, Введенский, был невелик по размерам и не был столь значителен.

Одним из важных мероприятий, проведенных Федором Сырковым, было перенесение на новое место посада, то есть жилых и торговых построек Тихвина. Незадолго до описываемых событий московское правительство приняло специальный закон о запрещении торговым людям жить в монастырях. В соответствии с этим законом Иван Грозный и приказал Сыркову перенести Тихвинский посад с прежнего места – от Успенского собора, где началось строительство Большого монастыря, - на 2 версты к югу, на землю, принадлежавшую соседней деревне Киселево. В центре вновь возведенного посада Сырков соорудил деревянную церковь Преображения. 

Освободив значительное пространство вокруг Успенского собора, Федор Сырков принялся за строительство нового монастыря. Место это было заболочено, и Сырков занялся его осушением. С двух сторон территории, отведенной для монастыря, были выкопаны рвы для отвода воды и усиления будущих монастырских укреплений. Искусно перегородив плотиной ручей, протекавший к западу от строящегося монастыря, Сырков устроил большой пруд, снабжавшийся проточной водой. Вокруг собора располагались основные монастырские постройки: здания келий, еще одна церковь, колокольня, трапезная, пекарня и т.д.. Все здания строились из дерева. Особенно большое внимание Сырков уделял оборонительным сооружениям.

Так на берегу Тихвинки выросла мощная крепость, ставшая важным оборонительным пунктом в пограничных областях России.

Вокруг Малого, или Введенского, монастыря, сооружавшегося одновременно с Большим Тихвинским монастырем, в ¾ версты от него, тоже были возведены деревянные стены и вырыт ров. И Введенский монастырь представлял собой крепость, правда, значительно меньшую по размерам и прочности по сравнению с Большим монастырем.

Вблизи Введенского монастыря, на земле соседней деревни Иссады, вскоре возникла небольшая слободка, населенная ремесленниками и торговыми людьми. Эту слободку в отличие от главного Тихвинского посада стали называть Малый посад.

Московское правительство, учитывая значение Большого Тихвинского монастыря в системе обороны государства и стремясь дать ему средства на содержание укреплений и их постоянного гарнизона, выделило в собственность монастырю многочисленные земельные владения. Крестьяне, живущие на этих землях, стали его крепостными и должны были нести тяжелые феодальные повинности. С 1560 года и на протяжении более двух веков Тихвин был городом, целиком принадлежавшим одному феодалу-крепостнику – Большому Тихвинскому монастырю.

По данным переписи 1564 года в Тихвинском посаде было 60 дворов, 8 из них принадлежали духовенству Преображенской церкви, 52 – торговым людям. В посаде имелось 37 лавок, это свидетельствует о том, что город в середине XVI века был важным местным торговым центром. Общая численность населения Тихвина вместе с монахами и монастырскими слугами в 60-е годы XVI века должна была составлять около 500 человек.

Спустя два десятилетия по переписи 1583 года в Тихвине в Большом посаде было уже 145 дворов. Из них 53 принадлежали торговым людям, 22 – ремесленникам, 31 – крестьянам-бобылям, 39 – духовенству. Число лавок достигло 50. Среди ремесленников были представители различных профессий: кузнецы, серебряники, иконописец, свечник, седельник, гончары, портные, сапожники, мясники и другие.

Таким образом, к концу XVI века Тихвин стал довольно крупным центром торговли и ремесла.

В начале XVII века в период шведской интервенции Тихвинский монастырь и посад сыграли заметную роль в обороне, имевшей общегосударственное значение. В то время монастырь окружали деревянные стены значительной высоты, с широким ходом в верхней части, где во время боев находились защитники крепости. В 1613 году, убедившись в прочности монастырских стен, за которыми укрылись жители города, перед отступлением шведы варварски сожгли неукрепленный посад со всеми его церквами, домами и торговыми помещениями.

В первые годы освобождения от интервентов усадьба Большого монастыря была единственной часть города, где сохранились жилые постройки.

По переписи 1620 года, в пределах этих стен находилось 11 монашеских келий, 26 дворов духовенства и монастырских служек и 35 дворов крестьян и посадских людей. Ко времени переписи на месте сожженного посада уже начались восстановительные работы. Постепенно были восстановлены жилые дома, лавки, склады.

Процветание тихвинской торговли и ремесел в XVII веке способствовало росту города, который занял значительную территорию вокруг прежнего посада. На главной улице города Белозерской (или Большой) стояло 68 домов, здесь находились гостиный двор, таможня и церковь Преображения, жили наиболее богатые торговые люди и ремесленники. Рядом проходили Береговая и Бастрыгина улицы, также населенные торговыми людьми.

Интенсивное строительство в Тихвине продолжалось и в XVII веке. О планировке того времени мы можем получить представление по сохранившемуся исключительно ценному источнику – плану 1678 года. От XVII века до нас дошло всего три плана русских городов: Москвы, Новгорода и Тихвина. По поручению правительства дворянин Иван Зеленин и подъячий Петр Евстафьев составили план города Тихвина, обоих монастырей и всех прилегающих к ним селений и земельных владений. План составлялся без инструментальной съемки (тогда еще неизвестной на Руси) и без масштаба, но для своего времени довольно точно. Составители старались все более или менее крупные постройки показать рисунками, изображавшими действительный внешний вид здания.

Тихвинский посад в XVII веке, судя по плану, не прилегал непосредственно к монастырским укреплениям. Укрепленную монастырскую усадьбу окружали многочисленные сады, огороды, луга, хозяйственные постройки. Городской комплекс складывался вокруг торгового и общественного центра посада – базарной площади, куда сходились главные дороги – улицы. В юго-западной части площади помещались торговые ряды, в восточной стояла церковь Преображения, в северной – таможня.

В Тихвине XVII века не было регулярной плановой застройки. Однако асимметрия придавала городу своеобразную прелесть. Тихвин был тогда почти сплошь деревянным.

21 марта 1773 года по представлению новгородского губернатора Тихвинский посад официально получил права города. 10 июля того же года Тихвину определили герб и приписали к нему 27 погостов с населением свыше 25 тысяч человек. 24 августа он стал уездным городом Новгородского наместничества, а с образованием в 1789 году Новгородской губернии – ее штатным городом.

После пожара 1770 года губернатор Сиверс приказал построить на месте посада правильно распланированный город. Составленный в 70-х годах XVIII века выдающимися русскими архитекторами М. Казаковым, Ал. Квасовым и П. Никитиным проект регулярной планировки Твери и созданные ими же типовые проекты административных зданий и жилых домов послужили образцом для реконструкции ряда городов, в том числе и Тихвина. Для работ над планом и для наблюдения за постройками был прислан архитектор Василий Поливанов.

Уникальное значение имеет планировочная структура исторической зоны города Тихвина, которая сложилась согласно генеральному плану. Жесткая геометрическая сетка новых улиц, появившихся после пожара 1770 года, накладывается на древнюю живописную планировку. По этому плану производилась застройка в течение значительного периода времени. Наибольшее значение в архитектурном решении планировки Тихвина принадлежало центру: он обстраивался в стиле господствовавшего тогда классицизма. До наших дней сохранился большой гостиный двор, сооруженный в 70-80-х годах XVIII века по проекту, составленному для Твери, - двухэтажное здание с высокой крышей, длинными галереями и аркадами первого этажа.

Общественный центр города организовался на месте древнего центра Тихвинского посада. Сравнивая план с современным градостроительным опорным планом можно констатировать, что идея общественного центра, заложенная в генеральном плане 1773 года, осуществлена в натуре практически полностью.

Историческая часть города Тихвина, представленная множеством памятников истории и культуры (архитектурных ансамблей и комплексов), сохранила до наших дней планировочную структуру XVIII века.

Территориальная согласованность и взаимосвязанность четырех ландшафтных частей – бывшего посада, двух монастырей и правобережья, складывавшаяся постепенно под влиянием естественных факторов, показала свою жизнеспособность на протяжении по крайней мере двух с половиной столетий, а потому эти черты градостроительной структуры Тихвина должны быть сохранены в процессе его современного развития. Сохранившаяся деревянная застройка XIX века в настоящее время требует реставрации и воссоздания.

Как добраться

Из Санкт-Петербурга с Московского вокзала поездами на Вологду, либо электричками с пересадкой в Волхове.

 


Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее