Петергоф

Пригороды Петербурга, описание пригородов Санкт-Петербурга

Главная » Культурный отдых в Петербурге » Пригороды Петербурга

Петергоф

Впервые Петергоф упоминается в походном журнале Петра I в 1705 году.

Возник в 1710-е годы как загородная резиденция Петра I, через Петергоф пролегала дорога к Ораниенбауму, а оттуда по паромной переправе в Кронштадт. С 1721 года действовала мастерская по обработке мрамора (с 1801 года — Гранильная фабрика), с 1932 года — завод точных технических камней. Позже назывался Петродворцовый часовой завод и выпускал часы и часовые механизмы под маркой «Ракета». Ныне не функционирует, а его площади используются под гипермаркет «Ракета».

В первой четверти XVIII века к западу от Нижнего парка образовалась Большая, или Старая, слобода (позднее название — Старый Петергоф), к востоку — Малая, или Новая, слобода (позднее — Новый Петергоф), заселённая строителями и дворцовыми служителями. Статус города присвоен в 1762 году (в 1849 году — уездный город).

Город сильно пострадал во время войны, по окраине города проходила линия фронта. Восстановлен в послевоенное время.

На территории Петергофа находятся дворцово-парковые ансамбли Петродворца и Стрельны.

ПетродворецЗамысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возник у Петра I в 1714 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений, принадлежат самому основателю Петергофа. Темпы, с которыми возводилась резиденция, поражали и изумляли. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа ("Петергоф" в переводе с голландского – двор Петра). К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж, построены более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды, Большой каскад; Марлинский дворец, ещё не облицованный мрамором, но уже периодически действовавший; шестнадцать мощных фонтанов, таких как Большие и Менажерные, «Пирамида», «Сноп», водомёты в трельяжных нишах по сторонам канала и фонтан Менажерного пруда. На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые золочёные, мраморные, алебастровые и деревянные статуи, вазы, и бюсты. Подстриженные кустарники и деревья, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических вазах и кадках с золочёными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой общий размах и величие сочетались с изяществом деталей и изысканным художественным убранством дворцовых интерьеров.
Петергофская приморская резиденция, спорившая великолепием с прославленными королевскими и княжескими парковыми ансамблями Франции, Германии и Италии изумляла Европу не меньше, чем новая русская столица Петербург.
Противники Петровских преобразований, окружавшие молодого Петра II, вывезенного в Москву, предали Петергоф и Петербург забвению, обрекая их на запустение и разрушение. И только в 1730 году, по распоряжению Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра I, в Петергофе начался новый подъём строительных работ, продолжавшийся десять лет. Он полностью связан с энергичной и разносторонней деятельностью одного из наиболее одарённых русских зодчих первой половины XVIII века М. Г. Земцова. Известный искусствовед В.Я. Курбатов в 1925 году писал: «Россия выдвинула Земцова, который является настоящим творцом Петергофа, и который сумел воплотить самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы».
Великая Отечественная война была для Петергофских ансамблей временем тяжёлых испытаний. Гитлеровские войска ворвались в Петергоф 20 сентября 1941 года и после трёхдневных боёв захватили город. Оккупанты продержались здесь до 19 января 1944 года. За это время они разворовали и уничтожили художественные ценности Петергофа. Во всех парках вырубались деревья, разорялись дворцовые здания, павильон, мосты. Самый большой урон был нанесён Нижнему парку и Верхнему саду. Противотанковые завалы из вековых деревьев, рвы, блиндажи, доты, дзоты, траншеи, воронки, колючая проволока, мины сделали территорию во многих местах почти непроходимой. Большой дворец оккупанты взорвали и сожгли. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского корпуса. Миной замедленного действия был взорван дворец Марли. Большой ущерб был нанесен Монплезиру, Эрмитажу, Большому каскаду и каскадам «Золотая гора» и «Шахматная гора». Из строя были выведены подземные водоводные магистрали. Фашисты вывезли статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных ценностей.
После окончания войны, благодаря работе сапёров и тысяч Ленинградцев, выезжавших на расчистку парков, 17 июня 1945 года Нижний парк был открыт для прогулок, а 25 августа 1946 года введены в действие 38 водомётов центральной части парка.
Историческим моментом в истории Петергофа стало 14 сентября 1947 года, когда перед Большим каскадом заняла своё место золочёная бронзовая группа «Самсон, раздирающий пасть льва». Восставший из пепла Петергоф восхищает синтезом архитектуры, скульптуры и движущейся воды, гармонией творений искусства и природы.

Петергоф знаменит не только своими фонтанами, но и большим количеством дворцов и музеев. В этом разделе Вы сможетеМарли познакомиться с ними поближе. Музеи находятся как на территории самого нижнего парка, так и за его чертой.
В западной части парка на берегу залива, замыкая перспективу аллей, идущих от Большого каскада, расположен павильон Эрмитаж. В переводе с французского - "хижина пустынника". Парадное назначение Эрмитажа отразилось в тонком изяществе его внешнего вида. Квадратный в плане, двухэтажный павильон поражает соразмерностью всех своих архитектурных и декоративных элементов. Строительство Эрмитажа началось по указу Петра I в 1721 году по проекту архитектора И.Браунштейна.
На искусственной перемычке между Марлинским и Секторальными прудами расположен Дворец Марли . Марлинский пруд подобен огромному прямоугольному зеркалу, а секторальные пруды составляют полукруг, разделенный на четыре сектора каменными трехарочными мостами. К созданию Марли и примыкающих к нему прудов приступили в 1719 - 1720 годах. Первоначально построенный одноэтажным, он, по распоряжению Петра, был повышен "на одно жилье", что придало его пропорциям удивительную уравновешенность.
Самое крупное архитектурное сооружение Петергофского ансамбля - Большой дворец. Он занимает доминирующее положение в композиции парка и как бы венчает собой Большой каскад. Изящное здание в три этажа с галереями, со сверкающими позолотой куполов замыкающими его корпусами - "Церковным" и "Корпусом под гербом" - протянулось своим фасадом вдоль террасы почти на 300 метров.
Существующий облик дворца создан в итоге строительства и перестроек, которые производились с перерывами в течение двух веков.
Дворец Коттедж - основное архитектурное сооружение парка Александрия в Петродворце. Дворец расположен на верхней террасе, в юго-восточной части парка, откуда открывается панорама Финского залива с виднеющимися вдали очертаниями Петербурга и Кронштадта. Со всех сторон Коттедж окружен пейзажным парком с тенистыми аллеями, извилистыми дорожками, лужайками, куртинами деревьев и кустарников. Коттедж построен в 1826-1829 гг. по проекту архитектора А. Менеласа в так называемом „готическом" стиле, получившем значительное распространение в русской архитектуре конца XVIII - первой трети XIX вв....

 

До Петергофа из Санкт-Петербурга можно добраться несколькими способами.

От Балтийского вокзала на одной из электричек, станции назначения которых: Ораниенбаум, Калище или Краснофлотск. Примерно через 45 минут нужно выйти на станции Новый Петергоф. Стоимость проезда на электричке до Петергофа — 50 рублей.

От вокзала до парка можно доехать на автобусах: № 350, 351, 352 (выйти надо на третьей остановке — Фонтаны), или 357 (на пятой остановке, напротив Санатория, он же — Царские конюшни). Так же до фонтанов довезёт автобус № 355, но он едет через весь Петергоф, минут 15. Можно пройти и пешком через «Александрийский парк» — пейзажный парк за привокзальной площадью. Не так давно этот парк назывался Пролетарским, именно так его продолжают называть жители Петергофа. Дорога через парк, а затем и через город до фонтанов пешком займёт около получаса.

Второй путь из Санкт-Петербурга в Петергоф — на автобусе. От Балтийского вокзала (ст. м. «Балтийская») ходят маршрутные такси, которые в сезон работают без перерыва — № 404. От ст. м. «Автово» — маршрутки № 224, 300 (едет до Ломоносова), 401 (едет до Соснового Бора), 424, 424а; от ст. м. «Ленинский Проспект» — № 50, 103, 420; ст. м. «Проспект Ветеранов» — № 343, № 639Б. Стоимость проезда на маршрутных такси до Петергофа — 45 рублей, работают с 6 утра до полуночи. В выходные дни нужно быть готовым к тому, что очередь на автобус будет большой, и стоять в ней придётся не менее 30 минут. Если вы готовы ехать до Петергофа стоя, то можно пройти в салон автобуса без очереди. В будние дни, при отсутствии пробок, автобусы доезжают до фонтанов за 30 минут. В выходные дни дорога может занять более часа.

От Комсомольской площади в Ломоносов через Петергоф едет автобус № 200 (садиться удобнее у ст. м. «Автово»).

До Петергофа можно добраться от Дворцовой набережной по Неве на «Метеоре». Этот способ является самым быстрым (25–30 минут) и удобным. Стоимость проезда без льгот для граждан РФ — 400 рублей в одну сторону, 700 — туда и обратно. Выйти с причала можно только через кассы, где в обязательном порядке нужно будет купить билеты в Нижний парк (100–150 рублей).

Сайт о Петергофе: peterhof.ru peterhofmuseum.ru


Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее