Павловск

Пригороды Петербурга, описание пригородов Санкт-Петербурга

Главная » Культурный отдых в Петербурге » Пригороды Петербурга

Павловск

Па́вловск — город в 25 км к югу от Санкт-Петербурга городского подчинения, входит в Пушкинский район Санкт-Петербурга. Расположен на реке Славянка, железнодорожная станция.

В 19181944 годах город носил имя Слуцк в честь революционерки Веры Слуцкой.

На месте нынешнего Павловска ещё в XIII веке новгородцами была построена деревянная крепость, названная ими «Городок на Славянке». Эти земли входили в Водскую пятину Новгородской земли.

ПавловскПавловск основан в 1777 как село Павловское, имение наследника престола будущего императора Павла I, подаренное ему матерью Екатериной II, которая начинает строительство здесь будущей резиденции. C воцарением Павла на трон в 1796 Павловск становится царской резиденцией и получает статус города. После смерти императора в Павловске проживает вдова Мария Фёдоровна, при которой дворец и парк достигают расцвета. Однако со смертью императрицы в 1828 начинается закат Павловска, как императорской резиденции. Он переходит сначала к брату Николая I Михаилу Павловичу, затем к великому князю Константину Николаевичу, которые не уделяют должного внимания уникальному дворцово-парковому комплексу. В 1837 — Павловск становится конечной станцией первой в России железной дороги и начинается его расцвет как места загородных прогулок петербуржцев. Во второй половине XIX века Павловский вокзал становится местом музыкальных концертов, на которых дирижировал сам Иоганн Штраус. Вокзал сгорел во время оккупации Павловска. Современный вокзал был построен в 1950-е годы в стороне от сожженного фашистами по проекту архитектора Е. А. Левинсона (одного из авторов вокзала в Пушкине).

В 1917 дворец и парк национализированы, планировалось обустройство музея, однако с 1926 дворец превращен в склад, коллекции разграблены. Только перед войной на правительственном уровне принимается решение о создании музея, но уже летом 1941 сотрудники музея занимаются спасением музейных коллекций. К сентябрю 1941 большая часть коллекций вывезена или спрятана в тайниках. Во время войны дворец и парк, попавший в зону оккупации немецких войск, сильно пострадали (Павловск был освобождён в январе 1944). В 19461973 практически восстановлены, хотя реставрационные работы идут до сих пор.

На территории города — великолепный дворцово-парковый ансамбль, созданный великими архитекторами классицизма Чарлзом Камероном, Винченцо Бренной, Андреем Воронихиным и другими. Центр ансамбля — дворец, построенный в 17821786 и многократно перепланированный в 17971824 (на последнем этапе в строительстве дворца участвовал знаменитый Карл Росси), состоит из основного здания и боковых флигелей, соединённых с ним галереями-переходами. Перед дворцом — памятник основателю Павловска — Павлу I. Примыкающий к дворцу парк создан в английском (пейзажном) стиле с многочисленными романтическими постройками. Один из крупнейших в мире (600 га).

В 1989 году Павловск был внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дворцово-парковый ансамбль Павловска в настоящее время входит в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Павловск».

Достопримечательности.

Павловский дворец.

Нарядный золотисто-белый дворец, построенный на высоком берегу Славянки, виден даже с дальних точек парка и города. Его трехэтажный центральный корпус, увенчанный плоским куполом на шестидесяти четырех колоннах, — самый ранний по времени постройки и самый изысканный по отделке. Он создан Ч. Камероном в 80-х годах XVIII века.

Колоннады закругленных галерей соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными корпусами, образуя парадный двор в виде широкой подковы.Белочки Павловска

После вступления Павла I на престол Павловск стал загородной императорской резиденцией. В связи с этим в 90-х годах XVIII века архитектор В. Бренна значительно расширил дворец. Он возвел вторые этажи над служебными корпусами, пристроил к ним два новых полуциркульных флигеля, почти замкнувшие парадный двор. На один этаж выросли и галереи-колоннады. Несмотря на эти перестройки, центральный корпус сохранил главное место в композиции дворца, продолжая выделяться и размерами и изяществом оформления.

Основной элемент декора у Ч. Камерона — белая колонна: колонны украшают фасады центрального корпуса, образуют открытые галереи, поддерживают купол дворца. Дополнением этому основному элементу служат тонкий лепной фриз с листьями аканта, опоясывающий здание, и три круглых барельефных медальона с аллегорическими изображениями Архитектуры, Скульптуры и Живописи на главном фасаде.

В. Бренна декорировал фасады вновь выстроенных корпусов лепниной: вензелями и коронами владельцев дворца, изображениями воинских доспехов и трофеев. И только в торцах полуциркульных флигелей он ставит четырехколонные порталы, как бы открывающие въезд на парадный плац. Такой композиционный прием позволил связать в единый ансамбль новые и старые здания.

В начале XIX века А. Воронихин и Дж. Кваренги завершили отделку фасадов дворца со стороны Собственного садика. Так появились мраморное крыльцо с балюстрадами, балкон, застекленный полукруг «Фонарика». В 1806-1807 годах П. Гонзага покрыл фресками стену галереи, обращенную к Славянке. На ней изображены наполненные светом, уходящие вдаль аркады и лестницы величественных зданий. В историю русского искусства эта галерея вошла под названием Галереи Гонзага. В 1822 году К. Росси разместил над Галереей Гонзага библиотеку с арочными окнами и бюстами философов между ними. Созданием библиотеки было завершено формирование дворцового ансамбля.

 
Павловский парк.

Павловский парк начал создаваться одновременно с дворцом, в 1777 году, когда было решено построить загородную усадьбу для великого князя Павла Петровича, сына Екатерины II, впоследствии императора Павла I. Дворец и огромный парк со множеством парковых сооружений были созданы благодаря усилиям многих выдающихся архитекторов, скульпторов и художников, творческие замыслы которых воплощались мастерами-садоводами и паркоустроителями.

В процессе формирования Павловского парка можно выделить три периода. Первый период длился неполных десять лет и был связан в первую очередь с именем архитектора Чарльза Камерона, который является автором композиционного решения Павловского парка. Именно по его плану были проложены главные дороги, аллеи и тропинки парка, выделены места для рощ и полян, сооружены мосты через реку Славянку.

Камерон работал над планировкой и оформлением Центрального района парка, спроектировал множество парковых сооружений, таких как Храм Дружбы, Вольер, Молочня и Колоннада Аполлона, и руководил работами по их возведению. Также по проекту Камерона был воздвигнут Обелиск в честь основания Павловска и заложены основы планировки районов Большая звезда и Белая береза.

Архитектором, работавшим над Павловским парком во второй период его истории, был итальянец Винченцо Бренна. Им были созданы удивительные по красоте и своеобразию районы парка – Старая Сильвия и Новая Сильвия. Бренна работал также над Центральным районом, где им был распланирован участок Больших кругов, украшенный мраморной скульптурой и цветочными бордюрами. По проекту Бренны была построена большая каменная лестница, получившая название Итальянской, и оформлены оба берега реки Славянки от Висконтиева моста до Пиль-башенного моста.

При Бренне в Павловском парке появились павильон «Пиль-башня», Руинный каскад и лесенки, ведущие к нему, трельяж и мост у северного корпуса дворца, мост с кентаврами, Каменная лестница, спускающаяся к Мариентальскому пруду, и многие другие сооружения, сделавшие пейзажи парка более поэтичными.

Третий период стал самым значительным в истории парка, он занимает почти всю первую четверть 19 века. В это время в парке работали три крупнейших мастера – архитекторы Воронихин и Росси, и художник-декоратор Гонзаго. Именно благодаря их усилиям художественный образ Павловского парка был завершен.

Гонзаго занимался планировкой и объемной компоновкой парковых пейзажей, по его проектам были созданы такие районы парка, как Белая береза и Парадное поле, а также Долина прудов, органично вошедшая в район Большой звезды.

Под руководством Воронихина и Росси были построены мосты через реку Славянку – Висконтиев, Пиль-башенный и Чугунный. Также ими был создан Розовый павильон и «зеленые интерьеры» в парке, такие как Воздушный театр, Турецкая беседка и прочие композиции из природного материала.

 Как добраться до Павловска.

Схема проезда до Павловска почти ровно такая же как и до Царского Села. От станции метро «Купчино» проезд до Павловска на электричке будет стоить 24 рубля. Если ехать на электричке, то надо выходить на следующей станции после Детского Села — на станции «Павловск». Поезда хотят примерно каждые 15–20 минут. Расписание электричек до Павловска и обратно. От ст. м. «Московская» ходят маршрутки № 286, 299, 545, 545а. А от «Звёздной» и «Купчино» — № 363. Однако последний маршрут проходит по Московскому шоссе, на котором часто образуются пробки. Стоимость проезда — 25–30 рублей.

Сайт музея-заповедника «Павловск»: pavlovskmuseum.ru.

 

 


Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее