Ломоносов (Ораниенбаум)

Пригороды Петербурга, описание пригородов Санкт-Петербурга

Главная » Культурный отдых в Петербурге » Пригороды Петербурга

Ломоносов (Ораниенбаум)

Ломоно́сов (до 1948 — Ораниенбаум, финск. Kaarosta) — город в 40 км к западу от Санкт-Петербурга, муниц Ораниенбаумипальное образование в составе Петродворцового района Санкт-Петербурга. Является административным центром Ломоносовского района Ленинградской области несмотря на то, что сам в этот район не входит.

Административно в состав города Ломоносова также входят несколько близлежащих посёлков (Мартышкино, Красная Слобода, Кронштадтская Колония).

Ломоносов расположен на южном берегу Финского залива. Морской порт. Железнодорожная станция (Ораниенбаум) находится на Балтийском направлении Октябрьской железной дороги Санкт-Петербурга.

Среди местного населения распространено самоназвание города «Рамбов», что представляет собой сокращение от «Ораниенбаум». Первое применение слова зафиксировано ещё в XVIII веке.

«Ораниенбаум» по-немецки означает «оранжевое, или апельсиновое дерево». Город был так назван, поскольку в теплицах дворца при Меншикове выращивали апельсины. [1] Апельсиновое дерево изображено на гербе города.

В этот период существовало также сокращение «Ранинбом» (Оранибомб, Ранибом). Так, в походном журнале Петра I в 1710 году упоминается: «поехал из Питербурха, кушал в Питергофе, и был в деревне у светлейшего князя в Ранибоме». Впоследствии такие сокращения вышли из употребления.

Название «Рамбов» в настоящее время часто употребляется в быту, встречается также в местных газетах (рубрика «Были Старого Рамбова» и др.), на вывесках (кафе «Рамбов»), в названиях юридических лиц.

Слово «Рамбов» упоминается в словаре Даля в значении «Рамбов — город Ораниенбаум».

Город возник в XVIII веке как придворцовая слобода вокруг дворцового комплекса Ораниенбаум. Земли на южном берегу Финского залива были подарены Петром I «светлейшему» князю Ижорскому А. Меншикову. В 17111725 годах в Ораниенбауме архитекторами Д. Фонтана и Г. Шеделем для Меншикова был выстроен великолепный дворец.

Вблизи города, в деревне Усть-Рудица, в месте впадения речки Рудицы в реку Ковашу, в 1753 году Ломоносов создал первую в мире фабрику по изготовлению стекляруса, бисера и смальты для мозаики. В честь великого русского учёного город был переименован в 1948. Город был переименован во время компании в СССР с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом 1948 года, когда названия на иностранных языках исчезли с карты РСФСР (переименования на Карельском перешейке, г.Ораниенбург-Чаплыгин и др.).

В 1780-96 и 1802-48 Ораниенбаум — уездный город Петербургской губернии. С 1796 принадлежал великому князю Александру Павловичу (будущий император Александр I), с 1831 — его брату великому князю Михаилу Павловичу и его наследникам.

Город с 1784 застраивался Ломоносовпо регулярному плану, главным образом по «образцовым» проектам (архитекторы Василий Стасов, Абрам Мельников и др.). Сохранились построенные в стиле классицизма здание городских Присутственных мест (1815-24, по проекту архитектора Стасова и А. А. Михайлова), городские ворота (1826-29, архитектор Алексей Горностаев; деревянные жилые дома первой половины XIX века.

В конце XVIII — начале XIX веков в Ораниенбауме дислоцировался лейб-гвардии Волынский полк, затем — Самарский пехотный полк.

До конца XIX века Ораниенбаум — небольшой, застроенный в основном скромными особняками и дачами посёлок. В конце XIX — начале XX веков в Ораниенбауме размещались Офицерская стрелковая и Оружейная школы, в которых работали конструкторы-оружейники Владимир Фёдоров, Василий Дегтярёв, Фёдор Токарев.

27 февраля (12 марта) 1917 года дислоцированный в Ораниенбауме Первый пулемётный запасной полк, получив известие о начале Февральской революции в Петрограде, восстал. Расстреляв 12 офицеров, солдаты пешком выдвинулись в Петроград, куда и прибыли на следующий день, соединившись с восставшими частями в Петергофе и Стрельне.

В 1918 году в Ораниенбауме установлена Советская власть. Представители большевиков взяли власть в свои руки, для предотвращения восстания взяв в заложники ряд лиц из числа «эксплуататорских классов». В 1919 году в 20 километрах от Ораниенбаума проходит линия фронта; белая армия Юденича наступает на Петроград. Во время Кронщтадтского мятежа 1920-21 Тухачёвский и Троцкий руководят подавлением восстания из Меньшиковского дворца в Ораниенбауме.

После революции дворцы и парки превращены в музеи. Декретом Совнаркома от 13 августа 1918 парки и дворцы Ораниенбаума объявлены государственной собственностью. Во время Великой отечественной войны город стал центром Ораниенбаумского плацдарма, который находился на территории 65 км вдоль Финского залива от Кернова до Старого Петергофа, и 20-25 км в глубину. Благодаря существованию «Ораниенбаумского пятачка» культурные ценности в дворцовом парке Ораниенбаума пострадали значительно меньше, чем в Петергофе.

В течение войны в Ораниенбаумской гавани находился легендарный крейсер «Аврора».

Во время боёв отличился уроженец Ораниенбаума лётчик Костылев, его именем названа одна из улиц города, установлена мемориальная доска.

В 1960—1980х гг. в городе Ломоносове велось активное строительство. Построен новый микрорайон (Южный микрорайон), снесено большинство деревянных зданий.

 

Достопримечательности

 

В Ломоносове находится дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум», в настоящее время находящийся под управлением музея-заповедника «Петергоф».

Ломоносов, как дворцовый пригород столицы Российской Империи, насчитывает в своём парке несколько дворцов (Петра III, Катальная Горка, Меншиковский, Китайский дворец), и памятник садового искусства — Нижний Парк. В летнее время в Нижнем пруду действует лодочная станция. В 2003 году в парке поселены популяции лебедей и оленей.

Не все дворцы Ораниенбаума дошли до нашего времени в своём первозданном виде. Деревянная «потешная» крепость Петерштадт была разрушена ещё в XVIII веке, катальная гора, пристроенная к каменному павильону Катальная Горка также была уничтожена задолго до революции.

Благодаря сохранившимся памятникам архитектуры Ломоносов занимает особое место среди пригородов Петербурга. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова, строительство которого началось с Большого дворца и примыкающего к нему Нижнего парка, создавался на протяжении всего XVIII века. Его отличает достигнутое большим мастерством архитектурно-художественное единство. Большой дворец за свою историю неоднократно переделывался. Однако его внешний облик близок первоначальному замыслу, что позволяет отнести его к числу уникальных сооружений петровской эпохи, сохранившихся до наших дней.
В 50-70-е годы XVIII века в Ораниенбауме снова возобновились большие работы. По проектам архитектора Антонио Ринальди (1709-1796 годы) началось создание Верхнего парка и дворцовых сооружений на его территории. Большую часть своей творческой жизни Ринальди провел в России. По его проекту помимо построек в Ораниенбауме, сооружены дворец в Гатчине и Мраморный дворец в Петербурге. Ранними его работами являются въездные ворота и дворец Петра III на территории потешной крепости Петерштадт в Ораниенбауме.
Небольшое двухэтажное здание дворца сочетает в себе строгость крепостного сооружения и легкость и изящество роскошной постройки, характерной для середины XVIII века. Центральная часть Верхнего парка в XVIII веке называлась «Собственной дачей». Этот района парка, созданный по проекту Ринальди, совмещает регулярную и пейзажную планировки.
На территории Верхнего парка находится Китайский дворец. Его название родилось от отделки четырех интерьеров, и хранящихся там коллекций произведений прикладного искусства Китая и Японии. А. Н. Бенуа писал о нем: «Китайский дворец в Ораниенбауме по цельности и изяществу художественной отделки - один из самых изумительных памятников XVIII века... Живописные узоры, штукатурные орнаменты, картины, архитектурные детали - все это связано в одно неразрывное целое, имеющее по своему чисто музыкальному эффекту что-то общее с сонатами Гайдна или Моцарта».
В этом летнем увеселительном сооружении сочетаются черты дворца и паркового павильона. Во всем облике и убранстве дворца проявились черты стиля рококо. Одноэтажное здание (второй этаж на южном фасаде был надстроен позднее) вытянуто в длину и поставлено на невысокую каменную панель, обнесенную легкой кружевной решеткой. Центральная часть здания отделана декоративными колоннами и пилястрами, над которыми возвышается фронтон с раковиной. Изысканность пропорций подчеркивается ритмически повторяющимися пилястрами. Насыщенное и разнообразное убранство интерьеров Китайского дворца намеренно контрастирует со сдержанным решением его фасадов. Назначение помещений отражено и в архитектуре и в характере их отделки.
Дворец строился шесть лет (1762-1768). В его строительстве и оформлении принимало участие много искуснейших мастеров. Сложные архитектурно-декоративных задачи благодаря их таланту получили блестящее воплощение. В художественном облике Китайского дворца, созданном трудом и талантом сотен людей, отразились достижения русской архитектуры конца XVIII века.
Строительство Китайского дворца на «Собственной даче» велось одновременно сооружением Катальной горки - грандиозного архитектурного ансамбля, состоявшего из павильона, гор и колоннады. Это парковое сооружение предназначалось для увеселения придворных традиционной народной забавой - катанием с ледяных гор.
Гора начиналась от южного фасада здания и поднималась на высоту около 20 метров, переходя затем в плавные горки. Общая длина горок, следовавших одна за другой, составляла следовали 532 метра. Катанье было возможно в летнее время. Двенадцатиколесные коляски, украшенные резьбой и позолотой, с сиденьями, обитыми дорогими штофами, имели вид фигурных саней. Они катились по деревянной дороге с врезными колеями. На подъемы сани поднимались за счет силы инерции. Обратно их втягивали по боковым колеям. В конструкции и способе движения были использованы идеи известного к тому времени изобретателя А. К. Нартова, создавшего в 1740 году механическую колясочку для Катальной горки в Царском Селе.
Почти тысяча колонн Катальной горки стояли вдоль горки двумя галереями, сходясь в конце в полуовальный портал. С прогулочных площадок в виде открытых террас, можно было наблюдать за катаньем. Войти на горку можно было через комнаты верхнего этажа, окруженного открытой террасой с балюстрадой. В середине XIX века деревянные скаты горок и каменная колоннада, пришедшие в ветхость, были разобраны.
Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум оказался отрезанным от большой земли. Коллекции музеев удалось эвакуировать в глубокий тыл в первые же месяцы войны. Архитектурные памятники в основном сохранились, но конструкции, отделка дворцовых зданий, зеленый массив парков сильно пострадали. Этот небольшой участок земли, который отстояли защитники легендарного Ораниенбаумского «пятачка», стал опорным пунктом обороны. Отсюда начались боевые операции по прорыву блокады Ленинграда.
Сразу после войны в 1945-1946 годах здесь начались реставрационно-восстановительные работы. И вскоре было открыто три музея: в 1946 году был открыт Китайский дворец, в 1953 году - дворец Петра III, в 1959 году - павильон Катальной горки.
В процессе реставрации павильону был возвращен его первоначальный облик. Выявлены формы и профили архитектурной отделки, выполненной в стиле рококо. Восстановлена бело-голубая окраска фасадов, являющаяся элементом общего живописного решения. Отреставрированы роспись, лепка, позолота, пол из искусственного мрамора. В работах принимали участие опытные ленинградские архитекторы, инженеры, искусствоведы и другие специалисты.
Картинный дом, расположенный в Нижнем парке, сохранил первоначальное архитектурное решение фасадов, но планировка и декоративная отделка его интерьеров полностью утрачены. Само название «Картинный дом» говорит о том, что в нем размещалась коллекция картин (около 300 живописных произведений). Кроме того, в Картинном доме были кунсткамера и библиотека. По составу коллекций ораниенбаумская кунсткамера повторяла Кунсткамеру Академии наук в Петербурге, только в гораздо меньших размерах.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ОРАНИЕНБАУМА (ЛОМОНОСОВА)

До Ораниенбаума можно доехать на поезде от Балтийского вокзала за 1 час. Отсюда же едут маршрутки № 404, от ст. м. «Автово» — № 300 и 424а. Время в пути — также около часа. От Комсомольской площади — рейсовый автобус № 200. От ст. м. «Проспект Ветеранов» — № 343. Стоимость проезда — 40 рублей.

 Сайт музея-заповедника: http://www.oranienbaum.org

 


Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее