<strong>Исаакиевский собор</strong> - описание, стоимость билетов, время работы.

Музеи Санкт-Петербурга - исторические музеи, музеи-квартиры, художественные музеи Петербурга

Главная » Культурный отдых в Петербурге » Музеи Санкт-Петербурга

Исаакиевский собор - описание, стоимость билетов, время работы.

Время работы: Выходной – среда, Ежедневно с 10:00 до 20:00 (с 1 мая по 1 октября), касса до 19:00, колоннада до 19:00.
Район:
Адмиралтейский

Садовая

Адрес: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 4
На карте: На карте  Посмотреть
Телефоны: (812)314-21-68 (справка), 315-97-32 (экскурсионное бюро)
Сайт: http://www.cathedral.ru
   

Исаакиевский собор в Петербурге

Великолепный монументальный Исаакиевский собор, который является одним из крупнейших церковных сооружений мира построен по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. Собор строился долго — целых 40 лет. Его строительство началось в эпоху императора Александра I, и было завершено при император Николай I. Собор освящен в память святого преподобного Исаакия Далматского, небесного покровителя императора Петра I. Петр I родился в день памяти святого - 30 мая. По своим размерам собор уступает только трем соборам мира. Это собор Святого Петра в Риме, собор Святого Павла в Лондоне и собор Святой Марии во Флоренции. Высота собора — 101,5 метра, длина -111 метров и ширина - 97 метров. Собор строился с 1818 по 1858 год. Творение Монферрана — четвертый по счету Исаакиевский собор. Первая деревянная церковь Исаакия Далматского была построена по указу Петра I через несколько лет после основания Петром I Санкт-Петербурга. Церковь была построена в 1710 году на том месте, где сейчас находится Медный всадник. В этой церкви Петр I в 1712 году венчался с Екатериной Алексеевной, которая впоследствии станет императрицей Екатериной I. Но очень скоро маленькая церковь уже не отвечала требованиям быстро растущего города и в 1717 году опять же по приказу Петра I было начато строительство Исаакиевского собора, в котором по указу Петра с 1723 года приносили присягу моряки Балтийского флота. Третий Исаакиевский собор строился по проекту А. Ринальди. Но завершить свою работу он не смог: после смерти Екатерины II Ринальди уехал за границу. Вступивший на престол император Павел I поручил завершение работ по строительству собора архитектору В. Бренна. По необходимости он должен был изменить проект Ринальди, что плохо сказалось не только на внешнем виде собора, но привело к таким строительным погрешностям, что буквально через несколько лет началась обваливаться штукатурка, на стенах появились трещины, протекала кровля. Строительство третьего Исаакиевского собора было завершено в 1802 году, но уже в 1809 году был объявлен конкурс на возведение нового храма.

Из множества представленных проектов Императором Александром I был избран один из проектов, предложенных О.Алтарь придела святого благоверного князя Александра Невского Монферраном. Этот проект Монферрана предусматривалВ 1818 году Монферран, следуя указанию Александра I, составил проект, который предусматривал сохранение алтарной части и подкупольных пилонов, что было одним из условий конкурса. При этом разбирались колокольня, алтарные выступы и западная стена прежнего собора, и сохранялись южная и северная стены. Такая реконструкция увеличивала здание собора в длину, не изменяя его ширины и придавая зданию прямоугольную форму. Не изменялась и высота сводов. 20 февраля 1818 года императором Александром I проект был утверждён. После этого начались работы по разборке ненужных конструкций. 26 июня 1819 года была произведена торжественная закладка нового собора. Но уже в октябре 1820 года в проекте Монферрана были выявлены серьезные технические недочеты, которые могли привести к обвалу купола. Проект был пересмотрен, в него были внесены изменения и 3 апреля 1825 года новый проект Монферрана был утвержден. Этот проект и был осуществлен. 30 мая 1858 года собор был освящен м присвоением ему статуса кафедрального собора России. В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, проходили важнейшие праздничные богослужения.

В соборе три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, правый и левый - святой Великомученице Екатерине и святому благоверному князю Александру Невскому. В окне главного алтаря витраж «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», выполняющий роль запрестольной иконы. Витраж был изготовлен под руководством М. Э. Айнмиллера — главы «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене по эскизу немецкого художника Генриха Марии фон Хесс. Площадь витража — 28,5 квадратных метра. Установка витража в алтаре кафедрального собора России стала поворотным моментом в истории витражного искусства в России. С этого времени витраж как элемент оформления православной церкви приобретает официальное признание. Облицованный белым мрамором иконостас главного алтаря украшен малахитовыми колоннами. Над Царскими вратами - скульптурная группа «Христос во славе». Стены соборы облицованы белым и отделаны панно из порфира, яшмы и зеленого и желтого мрамора. Пол также выложен мраморными плитами. Купол украшен росписью «Богоматерь во славе», выполненной художниками К.П.Брюлловым и П.В. Басиным. В самом центре купола помещен парящий серебряный голубь, укрепленный на стальном тросе, спускающемся из-под купола. По всему храму размещены 112 монолитных гранитных колонн, которые поддерживают своды и украшают храм. Отделка интерьеров самая разнообразная. Здесь использовались и мрамор, и малахит, золоченая бронза и лазурит, и огромные мозаичные полотна. В художественном оформлении собора принимали участие такие известные художники, как К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, П. Шимшин, Т. А. Марков, В. П. Васин и другие художники. Над скульптурными группами, статуями, барельефами работали замечательные скульпторы: П.К. Клодт, И.Витали, Ф.Ж. Лемере, А.В. Логановский и другие. Площадь мозаичных полотен, в которых использованы 28 тысяч оттенков смальты, составляет 600 кв. м.

Наружный диаметр главного купола пятиглавого собора - 25 метров, внутреннего – 22,15 метра. Завершает купол фонарик с греческим золотым крестом. По углам основного объема здания расположены звонницы, колокола которых отлиты из сплава меди, олова и серебра. Главный почти тридцатитонный колокол с изображениями российских государей был установлен на северо-западной звоннице в 1848 году.

Мощные стены собора, облицованные мрамором серого цвета, достигают в некоторых местах пятиметровой толщины. Фасады собора богато украшены скульптурой. Над крышей храма и вокруг главного купола расположены фигуры ангелов. Портики украшены скульптурным изображением 12 апостолов. Статуи апостолов расположены по углам и на вершинах фронтонов, при этом на вершинах стоят статуи 4 евангелистов, авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, рассказывающих о жизни и учении Иисуса Христа.

В самих фронтонах помещены горельефы работы скульптора К.П. Витали. На горельефе северного фронтона изображено Воскресение Христово. Восточный горельеф посвящен «Встрече Исаакия Далматского с императором Валентом». Горельефе южного фронтона изображает «Поклонение волхвов». И на западном горельефе - «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия».

Над северным портиком под фронтоном помещена надпись: «Господи, силою твоею возвеселится царь», которая может служить выражением основной идеи всего сооружения. Горельеф фронтона северного портика «Воскресение Христа» выполнен скульптором Ф. Лемером в 1839-1843 годах. Воскресение Христово — центральное события христианского вероучения. И потому в центре композиции стоит воскресший Христос в окружении ангелов, а перед ними повергшиеся от испуга ниц стражники. На углах собора помещены высокие светильники, поддерживаемые коленопреклоненными ангелами, зажженные в честь этого великого события. Эти скульптурные группы выполнены скульптором И.П. Витали.

По углам фронтона помещены скульптуры апостолов Петра и Павла. У апостола Петра в руках ключи — символическое изображение ключей от врат Царства Небесного. Апостола Павла принято изображать с мечом, который служит здесь символом его ревностного служения Господу Иисусу Христу.

На вершине фронтона помещена скульптура евангелиста Иоанна с орлом. В христианской традиции для каждого из евангелистов установилось свое символическое изображение. Для апостола Иоанна это орел. Апостол Марк изображается в виде льве, Матфей в виде ангела, Лука в виде тельца. Происхождение этих символических изображений восходит к видению пророка Иезекииля. Пророк Иезекииль увидел крылатое существо с четырьмя лицами (тетраморф — четырехвидный): человека (или ангела), льва, тельца и орла.

В нишах портика по обе стороны от дверей установлены скульптуры «Несение креста» (левая ниша) и «Положение во гроб» (правая ниша), выполненные скульптором П.К. Клодтом. Двери украшены барельефами скульптора Витали: «Вход в Иерусалим», «Се человек», «Бичевание Христа», Св. Николай Чудотворец, Преподобный Исаакий Далматский, Коленопреклонённые ангелы.

Горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием» на фронтоне западного фасада выполнен И. П. Витали в 1842—1845 годах. Под горельефом надпись: «Царю царствующих». В центре композиции изображен преподобный Исаакий Далматский. В его левой руке крест, правой он благословляет склонившегося перед ним императора Феодосия. Сюжет является олицетворением единения царской и духовной власти. То, что этот барельеф занял свое место на фасаде, обращенном к Сенату и Синоду тоже не случайно. Женская фигура барельефа — это жена императора Флаксилла. А еще левее находятся две фигура, в которых современники находили сходство с президентом Академии художеств А.Н. Олениным и министром императорского двора и председателем Комиссии по строительству собору князем П.М. Волконским. И самая крайняя полуобнаженная фигура в левом углу барельефа с моделью собора в руках — не что иное, как портрет автора проекта собора Огюста Монферрана. В правой части барельефа изображены коленопреклоненные воины.

На углах и на вершине фронтона установлены фигуры апостолов Фомы, Варфоломея и Марка. У апостола Фомы удивленное выражение лица, его правая рука вытянута вперед. Фома, отсутствовавший во время первого явления Господа апостолам, поверил в Его Воскресение, только лично убедившись в нем. Апостол Варфоломей изображен с крестом и скребком — орудием, которым с него содрали кожу. На вершине фронтона фигура апостола Марка, изображенного со львом. На дверях западного фронтона - барельефные композиции скульптора Витали: «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление расслабленного», Апостол Пётр, Апостол Павел, Коленопреклонённые ангелы.

Фронтон южного портика украшен горельефным изображением «Поклонение волхвов» выполненный скульптором Витали в 1839-1844 годах. Изображенная в центре сидящей на троне Дева Мария с Младенцем на руках окружена пришедшими на поклонение волхвами. С правой стороны от Марии стоит Иосиф со склоненной головой. Слева пришедшие на поклонение цари. На руках одного из них ребенок, держащий ларец с дарами. Скульптуры на углах и вершине фронтона — это апостолы Андрей, Филипп и евангелист Матфей. За спиной апостола Матфея стоит ангел. Под горельефом помещена надпись: «Храм Мой Храм молитвы наречется».

Двери южного портика также украшены барельефами работы Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет Священное Писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.

Восточный фронтон  Исаакиевского собораНа восточном фронтоне Исаакиевского собора горельеф скульптора Ламера «Исаакий Далматский останавливает императора Валента», выполненный им в 1841-1845 годах. Император Валент, царствовавший до Феодосия, покровительствовал арианам. На горельефной композиции изображен момент, когда Исаакию Далматскому воины сковывают цепями руки за то, что он предсказал скорую гибель Валента. Преподобный был посажен в темницу, из которой он был освобожден только вступившим затем на престол императором Феодосием. Надпись на фронтоне гласит: «На Тя Господи уповахом, да не посрамимся во веки». На вершине фронтона фигура апостола Луки с тельцом, на углах — фигуры апостолов Иакова, брата евангелиста Иоанна, и Симона. Апостол Симон изображен с пилой — символом мучений, которые ему, как и почти всем апостолам, пришлось претерпеть.

Великолепному внешнему убранству собора соответствует и богато украшенный интерьер. В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — свыше 150 панно и картин. Пожалуй, только здесь можно увидеть столь грандиозную коллекцию русской монументальной религиозно-исторической живописи середины XIX столетия, гармонией общего замысла и совершенством исполнения дающую уникальный пример синтеза архитектуры и живописи. Проект декора и концепцию росписей разрабатывал сам Монферран. Руководил живописными работами ректор Петербургской Академии художеств профессор В. К. Шебуев. Непосредственно росписями занимались такие художники-академисты, как Брюллов, П.В. Басин, Ф,А. Бруни и другие. Все работы непременно согласовывались с императором и Синодом. Одним из многих преткновений на пути к успешному завершению художественных работ в соборе были неблагоприятные климатические условия, высокая влажность помещения, перепады температур. Поэтому очень скоро встал вопрос о выборе техники исполнения живописных работ. Для росписей был составлен специальный грунт, по которому стены собора расписывались масляными красками. Иконы писались маслом на бронзовыхРоспись К. Брюллова в куполе Исаакиевского собора досках. Роспись главного купола, самая большая композиция площадью 816 квадратных метров, была поручена К.П. Брюллову. Грандиозная композиция «Богоматерь во славе» поражает не только своими размерами. Благодаря искусству мастера она производит впечатление наполненного солнечным светом небесного свода.

Неблагоприятные для сохранения росписей условия дали повод для возрождения мозаичного искусства. С 1851 года испорченные повышенной влажностью и перепадом температур росписи стали заменять мозаикой. Так были заменены иконы второго яруса центрального иконостаса, изображения «Страстей Господних», а также изображения четырех евангелистов в парусах. Была заменена икона «Тайная Вечеря» художника С. Живаго. При изготовлении мозаичной копии иконы мозаичисты использовали метод оптического смешения цветов. То есть кусочки смальты подбирались таким образом, чтобы на расстоянии их цвета сливались в нужный тон. В Исаакиевском соборе находится 62 мозаичных полотна общей площадью превышающей 500 квадратных метров. Самыми первыми мозаичными работами в Исаакиевском соборе были иконы святой великомученицы Екатерины и святителя Николая Мирликийского, установленные в первом ярусе центрального иконостаса. Работы мозаичистов, изготовленные для Исаакиевского собора были выставлены на лондонской Всемирной выставке 1862 года и получили высокую Фрагмент мозаичного панно в Исаакиевском собореоценку. В мозаичной мастерской Академии художеств для мозаичного убранства Исаакиевского собора было изготовлено более 12000 различных оттенков цвета.

Помимо росписей и мозаики собор богато украшен скульптурой. Русскими скульпторами создано для собора более 350 произведений, составляющих удивительный ансамбль монументально-декоративного пластики XIX века. Фигуры ангелов, пророков, апостолов на сводах, барабане купола, на иконостасах выполнены из меди методом гальванопластики. Большинство скульптур собора изготовлено скульптором И. Витали с помощниками. Витали же выполнены многофигурные бронзовые покрытые декоративной патиной рельефы на дверях собора. Над правым и левым иконостасами расположены скульптурные композиции «Воскресение» и «Преображение» работы Н. Пименова.

После революции храм был разорён и в 1928 году закрыт. А в 1931 году в нем был открыт антирелигиозный музей. На протяжении пятидесятых и шестидесятых годов в соборе проводились реставрационные работы, внутри был установлен маятник Фуко, на куполе была устроена смотровая площадка. Сейчас Исаакиевский собор имеет статус Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Богослужения в нем совершаются по праздничным и воскресным дням.

В соборе находится экспозиция, дающая представление об истории постройки собора. На колоннаде устроена смотровая площадка. Об открывающейся с нее панораме города рассказывает аудиогид. В музее проводятся тематические экскурсии: «Художественное убранство Исаакивского собора», «Скульптура Исаакиевского собора», «Библейские сюжеты в живописи Исаакивского собора». Последняя экскурсия состоит из двух частей. Первая знакомит с историей создания живописи, месту и значению живописного убранства православного храма, росписям на сюжеты Ветхого Завета. Вторая часть экскурсии посвящена росписям и иконам на сюжеты Нового Завета. Помимо этих экскурсий в подвале собора размещена мемориальная экспозиция «Чтобы помнили...», посвященная работе музейный работников в годы блокады Ленинграда.

Тематические экскурсии проводятся для групп по предварительным заявкам.

Справки по телефону: 315-97-32








Туристические поездки

Транспорт

Где остановиться

Карты, схемы проезда

Развлечения, досуг

Культурный отдых

Справочная информация

Прочее